А я иду, шагаю по Москве. История съемок

С легкостью смотрящийся, снятый с долей иронии, фильм о Москве и прекрасных людях 60-х годов, который захотелось посмотреть около 20 миллионов зрителей, тем не менее получил критические замечания от цензуры советского кинематографа за нехватку глубокой мысли и чрезмерную оптимистичность.

А ведь именно из-за этой повышенной оптимистичности фильм до сих пор пользуется любовью зрителей.
11 апреля 1964 года премьеру фильма “Я шагаю по Москве” приурочили к открытию кинотеатра “Россия”, считавшегося главной киноплощадкой страны.

Талантливо снятый кинооператором Вадимом Юсовым фильм в черно-белом цвете позволяет увидеть Москву, начиная с рассвета и заканчивая ночью. Картина буквально пропитана молодостью, жизнерадостностью и добрым юмором.

“Где смысл, мораль?” — спрашивали грозные кинокритики.

И вправду, где? На протяжении всего фильма идут по городу молодые, жизнерадостные люди. Они оказываются то в одном районе города, то в другом. При этом успевают влюбляться, ссориться и мириться. И даже жениться. Они знакомятся с различными людьми, порой оказываются в нелепых ситуациях.

Чего только стоит эпизод, когда начинающий писатель Володя приходит со своим новым, но уже настоящим товарищем Колей к знаменитому писателю, а знакомятся с полотером, который начинает их учить уму-разуму. Вот эта сцена, наверное и казалась той самой, содержащей смысл фильма.

Полотера с его нагловатыми рассуждениями пришлось в срочном порядке придумывать, потому что не мог маститый литератор хамовато учить жизни молодого писателя. Так состоялся дебют режиссера Владимира Басова, который потрясающе сыграл полотера, которого побаивается сам писатель.

Фильм стал своеобразной визитной карточкой для молодых актеров Никиты Михалкова и Евгения Стеблова.

В картине были и другие актеры на роли. В образе Коли Данелия хотел видеть обычного паренька рабочей профессии. Никиту, младшего брата Кончаловского на эту роль Данелии посоветовал Шпаликов.

Красавчик первокурсник с актерского, вероятно только здесь единожды сыграл проигравшего соперника, а не успешного покорителя дам (Алена предпочла Володю).

Евгений Стеблов (в фильме Саша), попал на съемки случайно. Вообще студенты часто “случайно” бродили по “Мосфильму”, а вдруг заметят. И Стеблова заметили. На роль Саши был утвержден другой актер, но тут вовремя заглянул Стеблов. Евгений раз в несколько дней обривал голову, чтобы играть призывника, а чтобы играть допризывника приходилось носить парик.

На съемках фильма царила дружелюбная и шаловливая обстановка. Может быть еще и поэтому фильм снимался быстро и смотрелся легко.

В эпизоде, когда девушка идет под ливнем снялось три девушки. Сначала не явилась на съемки актриса, когда часть сцены была отснята. Вместо нее снимали студентку. А хозяйка ног — журналистка, собиравшаяся брать интервью у режиссера.

Отогреть замерзшего Данелию после съемок под дождем нашел способ Никита Михалков. Приехав домой, он вынес ему стакан водки. Можно представить состояние его отца, Сергея Владимировича, увидевшего, как его юное чадо ночью наливает водку в стакан.

Не обошлось на съемках и без конфликтных ситуаций. Брат Никиты, Андрон, подначил его потребовать повышения оплаты. Режиссер, долго не думая, сказал, что его сейчас же заменят на другого актера, не страдавшего “звездной болезнью”. Никита, конечно, признал свою неправоту.

Но самый примечательный инцидент — рождение песни. Музыка уже была готова, Шпаликов должен был приготовить слова, а тот явился только в день аванса. Режиссер находился на крыше здания в ожидании заката и в мегафон кричал поэту, чтобы тот писал стихи, а то останется без аванса. А гениальный поэт, сочиняя на ходу, строчку за строчкой кричал ему наверх текст. Так появилась песня “А я иду, шагаю по Москве”. Петь эту песню должен был в начале фильма Стеблов. И эти кадры были сняты. А ее исполнителем в конце фильма стал Михалков.

Идею фильма предложил Шпаликов. В его голове была одна сцена — босая девушка, идущая под дождем. А в итоге получился фильм, сделанный из юности, мальчишества и веселого настроения.