Акула. Крупнейшая “рыба” из “семейства” подводных лодок

“Акула” — серия крупнейших советских подводных лодок, состоящих на вoоружении советского, а затем российского флота еще с 1981 года. Познакомимся детальнее с этой эффектной “рыбешкой”.

История

Длина подводной красавицы составляет 173 м, водоизмещение — 48 тыс. тонн.

В себе прячет два ядерных реактора, имеет конструкцию, не знающую аналогов в мире, которая содержит в себе боевое вооружение, готовое уничтожить до основания целый континент. Эти “хищники” стали мощнейшим орудием, состоящим на вооружении военно-морского флота СССР, и признаны грозным символом холодной войны.

В конце 60-х соотношение ядерного вооружения между Советским Союзом и США было сформировано. Каждой из ядерных держав было понятно, что в случае нанесения удара по противнику каждой из сторон не принесет ничего, кроме взаимного уничтожения. Чтобы снизить до минимума риск начала войны, были приготовлены договоренности об ограничении числа вооружения. В результате формат количества оружия перешел в формат качества. Обе стороны поставили для себя цель создать наиболее мощное и эффективное оружие. Прежде всего этот вопрос касался баллистических ракет, особенно ракет морского базирования, скрывающихся на подводных лодках.

В Штатах этим оружием стала ракета “UJ 96 Тrident” с дальностью полета 7400 км и заключала в себе шесть ядерных боеголовок весом в 100 т. В США развернули проект создания носителя для таких боеголовок. Итогом работы стала серия стратегических подводных лодок “Огайо”.

В СССР также занимались разработкой стратегического орудия поражения, которое бы не уступала по мощности американским. Советским ученым удалось разработать ракету Р 39, которая заключала в себе десяток таких боеголовок и имела дальность полета 8300 км., т.е. имела превосходство над конкурентом. Соответственно, такому оружию нужна была подходящая подводная лодка, что стало вызовом для советских разработчиков. Она должна была не только перевозить на себе тяжеленные махины, но и свободно курсировать даже в водах Арктики, иметь возможность всплывать даже сквозь толстые арктические льды и погружаться очень быстро.

Превосходство

Разработка “Акулы” была начата в декабре 72-го года. Перед советскими конструкторами стояла цель — разработка невиданного до того времени “монстра”, способного выполнять все вышеперечисленные задачи. Это заставило разработчиков по-новому взглянуть на конструкции и устройства подводных лодок.
Результатом их исканий стало изобретение, не знавшее аналогов.

Это был своего рода катамаран, состоявший внутри из двух титановых корпусов, содержащих помещение для экипажа, силовые установки и прочее оборудование. Кроме того, внутри располагались торпедный и кормовой отсеки, плюс центральный пост управления “хищницей”. Между корпусами установили основное оружие — баллистические ракеты.

Все конструкции окружены стальной оболочкой, которая покрыта специальным стальным материалом, позволяющем оставаться лодке практически незаметной.

“Акула” обладает огромным запасом плавучести, благодаря тому, что половина ее водоизмещения — балластная вода. Это было сделано умышленно, с целью минимизировать осадку лодки в порту и увеличить подъемную силу при всплытии.

“Акулы” прежде всего создавались для плавания в арктических водах, среди льдов. А подобные решения позволяли лодке, при всплытии, пробивать толстые слои льда.

“Питание”

Разумеется “хищница” такого масштаба должна быть весьма “прожорлива” относительно энергии и топлива. Поэтому лодку оснастили атомными реакторами мощностью в 190 МВт и парой дополнительных турбинных установок. Все эти агрегаторы дарят моторам по 50 тыс. лошадиных сил.

В движение лодку приводят два винта, скрытых обтекателями, снижающими шум, которые позволяют “Акуле” разогнаться до 25 узлов (равносильно 46 км/ч).

Комфорт

Конечно же размеры лодки и ее новое, не похожее на прежние лодки, устройство, отразилось на работе экипажа. Благодаря ее просторным габаритам, появилась возможность разместить комнату отдыха, тренажерный зал, бассейн, сауну (жаль, теннисный корт не влез). Капитан и члены экипажа размещены в высоко комфортных кубриках. Все эти условия позволяли находиться в плавании на лодке очень длительное время — до полугода. За подобный комфорт, “Акул” даже прозвали “плавучими отелями”.

Безопасность

Уровень безопасности тоже высок. Вероятность гибели экипажа минимальна. Для сравнения, тот злополучный взрыв торпеды, погубивший “Курск”, “Акуле” не нанес бы особого вреда.

Был случай, когда на борту лодки произошел взрыв учебной ракеты. И если, для обычной подводной лодки это обернулось бы катастрофой, то для “хищницы” это был легкий испуг.

Если же все-таки возникнет риск затопления лодки — на борту для этого случая предусмотрены две спасательные камеры, позволяющие вместить в себя весь экипаж для быстрой эвакуации.

Главный “изюм”

Главное орудие “Акулы” — способность нести одновременно до двадцати баллистических ракет Р-29. Будучи самыми тяжелыми и крупными ракетами морского базирования в мире, они оснащены десятью боеголовками с индивидуальным наведением. Лодка способна запускать залпом все ракеты даже с глубины 55 м. и обрушить на противника удар размером в 200 атомных бомб (главное — сделать верную наводку, чтоб в своих не пальнуть).

Позднее ракеты модернизировались, а уже в ХХІ веке “Акулы” стали испытывать новейшие ракеты типа “Булава”.

“Акулы” конечно не предназначены для боев на ближних расстояниях, но даже на такой случай в лодке предусмотрены торпедные аппараты, стреляющие как простыми торпедами, так и ракето-торпедами.

“Родительский дом”

Для производства лодок такого габарита, конечно же пришлось модернизировать завод на котором они производились. Было построено самое крупное в мире здание. Чтобы вы ориентировались — на его крыше можно разместить шесть футбольных полей, а высота и пространство внутри спокойно вместили бы двадцатиэтажный дом.

Здесь в 1976 г. был основан тяжелый крейсер ТК-208, а в 80-м — спущен на воду. На его борту была изображена акула, от этого и пошло дальнейшее название серии подлодок.

Классификатор НАТО в свою очередь дал лодке имя “Typhoon”.

Строительство лодки велось настолько быстро, на испытания она вышла раньше своего “американского конкурента” на целый месяц!

В конце 1981 года, “Акула” поступила на вооружение Советского военного флота.

“Семейство акульих” в деле

Эксплуатировали “Акул” весьма интенсивно, а они показывали себя с наилучшей стороны. В 87-м году подводная лодка “Симбирск” курсировала в водах Арктики. Она провела в плавании полгода, и даже успела за это время сменить экипаж (замену доставляли на ледоколе).

Плавания не всегда были простыми. Был случай, когда “Симбирск” столкнулся с британской подводной лодкой. К счастью, обе “отделались легким испугом”.

В 1991 году на подлодке “Архангельск” произошел взрыв ракеты, о котором упоминалось немного раньше, и еще случай (как вишенка на торте) — одна из подводных лодок угодила в рыбацкие сети (и наверняка распугала всю рыбу).

Эффект “хищников”

“Акула” стала автором самых эпичных и ужасающих залповых пусков баллистических ракет; когда лодка выпускала залпом весь свой боекомплект. Однако до Апокалипсиса не дошло, т.к. это была всего лишь утилизация ракет.

“Акулы” были страшным оружием. Наравне со своими конкурентами “Огайо”, были символом холодной войны. В какой-то степени страх перед чудовищными последствиями, заставил лидер держав успокоиться и сесть за стол переговоров.

Печальный эпилог

После развала СССР и прекращения финансирования военно-морского флота, “хищниц” прибили к берегу. Впоследствии большая часть лодок была выведена из состава флота, т.к. их содержание обходилось даже в советское время очень дорого.

Некоторые лодки были просто утилизированы (вот здесь можно достать носовые платочки). На 2017 год в составе флота остался лишь одна “хищница”, которая прошла модернизацию, и была наречена “Дмитрием Донским”.