Белое солнце пустыни: удивительные подробности

Еще одна легенда советского кинематографа – фильм, который народ разобрал на цитаты: Белое солнце пустыни (1970). Мало, кто знает, что картину могли никогда не увидеть, если б не ряд обстоятельств и вмешательство в ее судьбу самого Брежнева.

Тернистый путь к зрителям

Картина была отснята уже наполовину, когда руководство Мосфильма посчитало необходимым остановить съемки. Больше всего критики досталось режиссеру Владимиру Мотылю, которого обвинили и в недостаточном профессионализме, и в расточительстве, и в нарушении правил съемок. Однако Минфин не пожелал списывать 300 тыс. рублей уже потраченных на работу. Пришлось финансировать и снимать оставшуюся часть.

Уже полностью готовый вариант принесли на Мосфильм, но подписать его допуск к прокату председатель не пожелал. Несколько раз «Белое солнце пустыни» отправлялось на доработку, пока его на закрытом показе не увидел тогдашний генсек Брежнев. Он-то и разрешил пустить фильм в кинотеатры, правда, в качестве второй прокатной категории.

У советского вестерна практически не было рекламы, да и копий сделали немного. Тем не менее, только за 1970-й год его посмотрело около 50 млн. зрителей.

Талантливые актеры – профессионалы и дебютанты

К моменту съемок у Павла Луспекаева, блистательно исполнившего роль Верещагина, были ампутированы пальцы на ногах. Тем не менее, испытывая муки и нося специальную обувь, актер так старательно работал над образом, что режиссер сделал Верещагина одним из ведущих образов в картине. К сожалению, до премьеры Луспекаев не дожил. Он скончался в апреле 1970-го, в возрасте 42 лет.

Впоследствии таможенники стали расценивать Верещагина, как собственного героя и даже установили ему памятник в Федеральной таможенной службе.

На роль Петрухи долго подыскивали актера из профессионалов, а в итоге отдали ее заводскому слесарю Николаю Годовикову.

Практически всех жен Абдулы набрали из случайных прохожих. Среди них были только две профессиональные актрисы, а остальные – журналистка, спортсменка, продавщица и др. Любопытно, что местные женщины, в чьих краях проходили съемки, принимать участие в фильме наотрез отказывались. В конце работы многих жен из гарема даже заменили обычными солдатами.

На роль Сухова изначально рассматривали Кузнецова. Но тот сломал ногу как раз перед началом съемок. Тогда Мотыль пригласил для участия в фильме Юматова. Перед началом работы режиссер потребовал, чтобы актер не притрагивался к спиртному. Но Юматов вскоре снова сорвался и пострадал в пьяной драке, после чего из Москвы пришлось снова вызывать Кузнецова.

А вот с образом Катерины Матвеевны вышла серьезная заминка. Мотыль никак не мог подобрать актрису, которая будет полностью соответствовать образу. В дело вмешался его величество случай: режиссер встретил в коридоре Ленфильма журналистку Галину Лучай, которая прекрасно подошла на роль супруги Сухова.

Восток

Когда в Дагестане у съемочной группы местные воры стащили дорогостоящий реквизит, Мотылю пришлось идти на неординарные меры. Он отправился к местному авторитету и предложил сняться в нескольких эпизодах. Когда тот согласился, Владимир Яковлевич аккуратно посетовал на то, что со съемочной площадки пропали ценные вещи. На следующее утро они были возвращены в полном объеме.

Долгожданное признание

Фильм с успехом показали в 130 странах. Особенно интересную реакцию он получил в Марокко. Местный король посетовал, что у него – великого правителя всего две жены, а у русского солдата оказалось целых девять.

Стал фильм знаковым и для отечественных космонавтов, взявших за традицию смотреть его перед очередным стартом. На борту Международной космической станции есть кассета с записью советского вестерна.

На родине «Белое солнце пустыни» на протяжении целых двадцати лет не отмечали наградами, хоть и предлагали вручить картине Государственную премию. Лишь с приходом к власти Ельцина фильм получил заслуженное признание на официальном уровне и Государственную награду.