Борис Ковзан – советский ас, совершивший 4 воздушных тaрана

Этот летчик стал единственным в истории Второй мировой вoйны, кому удалось четырежды протaранить немецкие самолеты и остаться в живых. Борис Иванович, уроженец Ростовской области, вступил в ряды РККА в 1939-м. Он окончил вoенную школу летчиков в Одессе, а в 1941-м открыл счет своим бoевым вылетам. В это же время младший лейтенант протaранил первый врaжеский самолет.

Таран немецкого воздушного разведчика

В октябре 1941-го Ковзан на МиГе сопровождал бомбардировщики, защищавшие подступы к Москве и Московской области. Советские самолеты вступили в бой, Борису Ивановичу удалось подбить одну из машин противника. Когда боеприпасы закончились, младший лейтенант взял курс на базу.

Неожиданно он наткнулся на немецкого разведчика. Ковзан решил преследовать «Юнкерс» и, понимая, что без боеприпасов его не одолеет, пошел на таран. Зайдя в хвост противника снизу, Борис резко потянул ручку управления на себя и увеличил газ. Ему удалось винтом своего истребителя срезать хвостовое оперение. «Юнкерс» тряхнуло, он кувыркнулся и стремительно полетел к земле. Советский летчик смог сохранить управление изрядно потрепанного истребителя и благополучно долетел до базы.

Очередные воздушные бои и снова тараны

В начале 42 года Ковзану снова удалось протаранить вражеский бомбардировщик. На этот раз он противостоял трем Ю-88, атаковал первый, но вскоре растратил весь боезапас. Тогда летчик решил повторить свой манёвр: задел хвост «Юнкерса» и отправил его прямиком к земле. В результате «Як» сильно повредился, но ас все же сумел посадить машину. Ее отремонтировали, а летчик-герой вновь бросился в бой.

В июле он столкнулся с немецким истребителем. Снова пойдя на таран, он смог вывести из строя самолет противника и совершить посадку на поврежденном Яке.

Четвертый таран и чудесное спасение

В августе того же года капитан Ковзан управлял Ла-5, когда группа советских самолетов обнаружила машины противника: более 10 Ju-88 и Me-109. Устремившись в их направлении, летчик подбил первый самолет, но попал под обстрел противника.

Одна пуля повредила Ковзану правый глаз. Истекающий кровью он пытался катапультироваться, но безуспешно. Самолет загорелся. Тогда Борис Иванович направил машину, объятую пламенем, на первый «Юнкерс», оказавшийся в его поле зрения. При столкновении обе машины развалились на части.

Советского летчика выбросило из фонаря кабины, и он упал с высоты более 5 тыс. метров в болото. Борис сломал ногу, руку и ребра, но, к счастью, остался жив.

Его обнаружили колхозники, отнесли к партизанам, которые доставили героя к своим.

На восстановление Ковзану понадобилось около года. 10 месяцев он пробыл в госпиталях. Потерянный глаз заменили стеклянным.

После выздоровления Борис Иванович вновь добился разрешения служить в рядах советских авиаторов. Он успел поразить еще 6 вражеских самолетов.

В целом за годы войны на счету Ковзана набралось более 350 боевых вылетов и 28 сбитых самолетов противника. В 1943 году он получил звание Героя.

Послевоенные годы

После празднования Победы Борис Иванович продолжил служить в авиации. Он пересел на реактивные самолеты и начал учить азам летного дела молодых пилотов.

В запас Ковзан ушел в звании подполковника, после чего возглавил один из гражданских аэроклубов. Ушел из жизни легендарный летчик в 1985 году, в возрасте 63 лет.