Черкеска – больше чем верхняя одежда на Кавказе

Сейчас кавказскую черкеску можно увидеть разве что в художественных фильмах или по праздникам. А раньше она была неотъемлемой частью культуры большинства народов Кавказа и не только. Эта одежда являлась не просто атрибутом, дополняющим вoенный мундир. Она была знаком того, что мужчина чтит древние традиции, придерживается определенных правил и образа жизни. Когда ее упразднили, для многих кавказских народов это стало настоящей трaгедией.

Откуда взялась черкеска

Одни полагают, что черкеска – это модернизированный хазарский кафтан, другие считают, что она пришла на кавказские земли с Ближнего Востока в виде обычного широкого, бесформенного халата.

После доработки черкеска превратилась в широкую верхнюю одежду, надеваемую на наглухо застегнутый кафтан. Суженная в плечах и талии, расширяющаяся к низу, обладающая свободными кроем, не стесняющим движения всадников, имеющая глубокий вырез на груди, застегиваемая на петли и пуговицы – именно так выглядела классическая черкеска.

Непременным атрибутом, отличающим этот кафтан от множества других, были газырницы – футляры с порохом, расположенные на груди в зеркальном порядке.

По внешнему виду черкески без труда определяли статус ее владельца. Об этом говорили качество материала, длина кафтана, наличие костяных или серебряных газырниц.

Черкески в казачьих рядах

В каждом регионе Кавказа этот кафтан имел свое название. А черкеской его окрестили русские, прибывшие на эти земли и впервые увидевшие необычную одежду.

Многие историки склоняются к версии о том, что ношению черкески среди казаков предшествовали чекмени, появившиеся веком раньше. Это тоже была верхняя одежда, доходящая до голени, суженная вверху и расширяющаяся к низу.

В те времена купцы, прибывшие с Кавказа, стали активно продавать чекмени. А основными их покупателями стали казаки.

Официальное ношение черкески

Кавказские казаки начали носить черкески на официальной основе в начале 19 века. Тогда же были установлены и первые правила ее использования: одежда должна была быть сшита из темно-синей ткани, иметь на груди газырницы с 16-ю патронами. Через время черкеску обязали носить казачьи полки кордонной линии, в том числе и офицеров.

С этого момента началось активное развитие верхней кавказской одежды. Например, в 1830-м казаки имели в арсенале несколько черкесок – одну для парадных случаев, другую – для походов. А цвет одежды подбирался в соответствии с принадлежностью к тому или иному полку.

К концу века черкеска получила зимний вариант, обшитый черной овчиной и меховой аналог с высоким воротником.

Упразднение черкески

Возможность использования верхней одежды стала сводиться к нулю в начале 20 века. Развитие артиллерии, авиации, необходимость скрываться в окопах, сделали черкеску неудобной и приметной одеждой в сражениях и обороне. Да и газыри заменило более современное оружие.

Учитывая это, одни кавказские казаки предлагали подыскать новое обмундирование, другие яростно противились этому, полагая, что подобный шаг дискриминирует все казачество. Да и выплачивать средства на новую одежду многие не желали.

Остановить полное упразднение черкески удалось во многом благодаря тому, что сам государь нередко носил такую одежду. Правда, шить кафтан стали из сукна защитного цвета, а газыри заменили карманами.

Так, постепенно классическая яркая черкеска была утеряна для армии казаков и кавказцев. Однако она осталась в душе этих народов, как уникальный культурный исторический атрибут военных прошлых веков.