Черный четверг американской авиации

День 12 апреля 1951 года в Америке вспоминать не любят. Потому что в этот день их авиация в период Корейской вoйны была рaзгромлена советскими летчиками.

Военный конфликт между Северной и Южной Кореей, именуемый Корейским, длился в течение трех лет и послужил отличным поводом для опосредованной войны между США с союзниками и объединенными силами КНР и СССР. Началась она 25 июня 1950 года по причине того, что была нарушена граница между странами.

Кто был первым, не удалось узнать и по сей день. В ходе военных действий спустя три дня была захвачена столица Южной Кореи — Сеул. А в сентябре Северной Кореей было занято 95 % территории Корейского полуострова. Победа КНДР была уже совсем близко, но здесь по решению ООН на полуостров вводятся войска, подавляющее большинство которых были американскими.

Естественно, что к началу октября перевес уже был на стороне Южной Кореи, которые совместно со своими защитниками подбирались к столице Северной Кореи — Пхеньяну. В основном это достигалось благодаря американским ВВС, господствующим в корейском небе.

Прекрасно осознавая тот факт, что если северянам не помочь, то их ждет неминуемое поражение, Советский Союз и Китай оказывают им военную помощь.

Из прибывших советских летчиков формируют 324-ю истребительную авиадивизию под командованием полковника Ивана Кожедуба, героического летчика Второй мировой войны. Чуть позже был создан 64-й истребительный авиационный корпус (ИАК), возглавляемый генерал-лейтенантом Иваном Беловым. Летали летчики 64-го корпуса в основном на новых реактивных истребителях МиГ-15.

Расположение авиакорпуса находилось в Китае. Позже летчики вспоминали, как им был дан приказ разговаривать в бою только на китайском языке. Они должны были выучить основные команды.

Китайский давался тяжело, и это создавало большие сложности во время ведения боя. Вскоре, после того, как один из истребителей подбили, приказ отменили. В эфире снова можно было говорить по-русски. Но вылетая на боевое задание, летчики оставляли свои документы на базе.

Как только в небе над Кореей возникли советские истребители, а произошло это 1.11.1950 г., американским бомбардировщикам Б-29, именуемым “Суперкрепость” пришлось потесниться. Теперь они летали только под прикрытием. Но американские истребители F-80 и F-84 и английские “Метеоры МК-8” были не в состоянии защитить Б-29 от советских МиГов. Пришедшие им на смену F-86 “Сейбр” по боевым характеристиками были схожи с МиГами, но советские машины имели меньший вес, лучшую скороподъемность, более высокую точку подъема и вооружение, обладающее большей мощностью.

В апреле 51-го командованием США было решено уничтожить мост между Северной Кореей и Китаем, который служил для доставки военной помощи. Однако советское командование было уже в курсе планов американцев, и ранним утром в воздух поднялись все самолеты авиакорпуса, которые атаковали “летающие крепости” американцев.

У бомбардировщиков просто не было шансов — они падали, а их экипажи катапультировались. По свидетельствам очевидцев того боя, в небе парило столько парашютов, что можно было запросто подумать, что это высадка десанта. В результате было подбито около 20-ти бомбардировщиков и большое количество истребителей. Больше ста американских пилотов попали в плен. В истории американской авиации этот день стали называть “Черный четверг”.

Впоследствии американцы пытались менять тактику полетов, но терпели неизменные потери.