Долгая дорога к морю. Автотуризм советских 60-х

Сегодняшний автотуризм не идет ни в какое сравнение с той романтикой, которая ждала любителей поплескаться в море в 60-х годах. Нынешние путешественники по сравнению с автолюбителями прошлых десятилетий отправляются в путь, можно сказать, налегке.

В автомобиле современного путешественника вы не увидите багажник, забитый большим количеством железа, несколько справочников, палатку и множество других предметов на всякий случай. Запаску, домкрат, насос для подкачки шин и, возможно доливку антифриза и омывайки — вот что можно там обнаружить. И то не всегда.

В годы зарождения автотуризма увидеть стоящую вдоль трассы заправку было что-то из области фантастики. Их количеством не изобиловали даже крупные города. А функцию современных навигаторов выполняли “Справочники автотуриста”. Слово же автосервис было еще более фантастичным, чем заправка. Поэтому, во время подготовки к пути, каждый водитель должен был приготовиться морально и физически решать проблемы самостоятельно.

Нельзя было просто так, когда взбрело в голову, сорваться в поездку. Ее задумывали за несколько месяцев, чтобы за это время успеть подготовить машину к поездке.

До момента появления на дорогах СССР продукции АвтоВАЗа, приблизительно в середине 60-х, необходимый перечень запасных частей и инструментов в пути включал в себя: солидоловую и жировую смазку; автол; трансмиссию; тормозную жидкость; дистиллированную воду; изоленту; по одному тюбику клеев 88, БФ-2, БФ-3; вязальную проволоку; электрический кабель; пару золотников; половину бруска сургуча; маслостойкой резины.

И это еще не все. В список обязательно должно было входить множество других необходимых запчастей.
Еще немного, и в путь готовы! Губка и щетка из мягкого волоса для мытья машины, шланг для перелива бензина со специальным приспособлением, 10-ти литровая канистра из полиэтилена, электрический фонарик, буксировочный трос, водостойкая подстилка, по одному напильнику разных видов и многие другие вещи, без которых в пути не обойтись.

Все это грузили в многострадальный автомобиль и отправлялись к теплым морским берегам.

Дорога занимала несколько дней. Рекомендуемое расстояние, которое можно было преодолевать за сутки, было 500 км. Если учесть загруженность автомобиля, то средняя скорость движения составляла 60 км/ч.
Но перечень был бы неполным, если не добавить заводской комплект инструментов. А еще требовалось взять с собой вещи личного обихода.

Конечно, если отдых предстоял в пансионате, автомобилю приходилось немного легче. Но обычно, на машине ехали отдыхать дикарями. А это означало, что с собой необходимо было взять палатку и другой туристический инвентарь. Палатка тех времен представляла не современный небольшой сверток, а брезентовый монстр, который занимал полбагажника. Для того, чтобы спать в палатке, нужны были спальные мешки и комплекты постельного белья. Для приготовления и употребления пищи нужно было взять с собой нужные для этого приспособления и предметы. Романтика?

А некоторые умельцы мастерили фанерный столик на руль и даже завешивали окна москитными сетками.

Все это советские автопутешественники приловчились помещать в “Победу”, “Волгу”, “Москвич” и даже в горбатый “Запорожец”. А в справочниках был даже специальный раздел, обучающий запихиванию багажа в автомобиль.

Были и такие счастливчики, которые отправлялись на отдых в машинах с прицепом.

А были и такие, кто путешествовал на мотоциклах, а некоторые даже на мотороллере.

С выпуском “Волг” и второго поколения “Москвичей” начался пик популярности автотуризма в СССР. Новые автомобили были более надежными. А кроме того, можно было из столицы добраться до морского побережья без замены масла.

Повысилась и комфортабельность — к примеру, если в “Москвиче” разложить сиденья, то получалось очень даже приличное место для ночлега.

В СССР прицепы-трейлеры не были столь популярны, как в Америке, но что-то похожее изготавливалось. Это были прицепы “Кемпер”, выпущенные в 1958 году. Они были не то чтобы не популярными, а скорее, недоступными простому советскому путешественнику. Некоторые пытались применять собственную сноровку и умение. В журнале “Моделист-конструктор” в 1972 году печатали даже рекомендации по изготовлению трейлера “Теремок” своими руками.

Но гораздо более часто любители отдыха на природе путешествовали не на море, а в близлежащий лес или на речку. Тогда вещей и инструментов можно было брать гораздо меньше.

Еще в тех же справочниках советовали отправляться в путешествия на дальние расстояния группами по 3-4 машины. Во-первых, в этом случае всегда есть кому прийти на помощь, а во-вторых, все количество необходимых инструментов делилось на несколько автомобилей. Поездку необходимо было планировать на утро, во избежание перегрева двигателя.

Вазовская “Копейка”, 408-й и 412-й “Москвич”, 966-й “Запорожец” послужили огромным толчком для развития автотуризма в советской стране. Популярность этого вида отдыха росла небывалыми темпами. И даже отсутствие необходимой инфраструктуры никого не останавливало.