“Душистые” нравы Средневековья

В средневековой Европе приблизительно до XIX века царили дикиe нравы. Реальность того времени значительно отличается от той романтики, которую нам показывают в фильмах. Она, мягко говоря, не источает аромат свежести. И это касается не только эпохи Средневековья. В превозносимых своим культурным расцветом периодах Возрождения и Ренессанса мало что поменялось.

К мытью тела народ того времени относился с подозрением. Нагота считалась грехом. Да и холодновато. Горячая ванна была недоступна — дровишки дороговаты. Не всегда хватало даже для праведных нужд святой инквизиции. Иногда приходилось даже вместо сжигания на костре четвертовать пособников дьявола, а позже — колесовать.

Даже испанская королева Изабелла Кастильская в течение всей своей жизни мылась дважды — когда родилась и когда выходила замуж. Одна из французских принцесс умерла от вшивости. Папа Климент V умер, заболев дизентерией. А другой глава Римской католической церкви — Климент VII умер, заболев чесоткой.

Та же участь постигла и короля Филиппа II. По религиозным убеждениям герцог Норфолк не мылся даже весь покрывшись гнойниками. Подождав, пока он уснет, напившись, слуги отмыли его. Послы России во Франции писали, что от их Величества Людовика XIV смердит как от зверя. Про русских же европейцы думали, что они жуткие извращенцы из-за того, что каждый месяц, а то и чаще они мылись в бане.

В XV-XVI веках богатые люди мылись примерно раз в шесть месяцев. В XVII-XVIII в.в. они это делать перестали. Изредка возникала необходимость принятия водных процедур, но это делалось в лечебных целях. Перед этой важной процедурой следовали тщательные приготовления и даже ставили клизму.

Людовик XIV принимал ванну дважды в жизни. И то, это произошло по настоятельной рекомендации врачей. Проведенная процедура удовольствия ему не доставила, скорее наоборот.

В те века проповедники христианской церкви разглагольствовали о том, что духовно очистится можно, если не придавать большого значения одежде и не мыться.

Вши почитали как показатель святости и нарекли “Божьими жемчужинами”.

Духи появились в Европе именно с целью заглушить исходящее зловоние от немытых тел. Поэтому духи должны были обладать стойким и резким ароматом.

Во Франции был введен Эдикт Людовика XIV, повелевавшего своим придворным перед посещением двора обязательно душиться духами. Некоторые средневековые дамы, чтобы привлечь внимание того или иного мужчины, наносили на кожу шеи и за ушами свои соки.

Нужду справляли иной раз прямо во дворе замка, из-за чего, например французскому двору приходилось переезжать из одного замка в другой по причине зловонного запаха. Ночные горшки опорожнялись прямо из окон, вследствие чего приблизительно в XVII веке начали носить шляпы с широкими полями. А реверанс перед дамой изначально служил причиной убрать вонючую шляпу от ее нежного носа.

Средневековые города не имели канализации, но вокруг них были возведены защитные стены, окруженные рвом с водой. Этот ров и служил горожанам канализацией. В Париже пришлось достраивать стены, так как фекалии, скопившиеся за ними, грозили перевалить обратно в город.

Улицы были настолько грязными, что в дождливую погоду по ним просто невозможно было пройти. В Германии были придуманы ходули для того, чтобы иметь возможность передвижения по улицам в непогоду.

Типичный французский рыцарь XIV-XV веков выглядел примерно так: роста, приблизительно 160 см или чуть выше, бородатое немытое, чаще всего обезображенное оспой лицо, грязные и нечесаные волосы, в которых, как и в его одежде ползали вши. Изо рта у него так смердило, что женщина из нашего времени не смогла бы даже находиться рядом с таким благородным рыцарем. Помимо этого, находясь в очередном походе, рыцарь по нескольку суток находился в рыцарских доспехах, снять и одеть самостоятельно которые он не мог. Даже с посторонней помощью одевание и снятие доспехов занимало почти час. Нужду мужественному рыцарю приходилось справлять прямо в доспехи.

Поэтому не стоит гадать, каким же образом воины Салах Аддина без труда находили лагеря христиан. Ответ прост — по запаху.

Испанские женщины для профилактики от вшей натирали волосы соком чеснока. А для того, чтобы

получить более светлый цвет волос, их осветляли собачьей мочой.
В XVII-XVIII в.в. сифилис был довольно распространенной болезнью. У больного этой болезнью со временем выпадали волосы на лице и голове. Поэтому среди кавалеров появилась мода на длинные волосы и усы. Нужно же каким-то образом показать даме, что он здоров. Не имеющие же такой возможности, придумали носить парики. Если учесть большое число болеющих “французской болезнью”, как называли сифилис, среди представителей высшего общества, то парики быстро набрали популярность.

Из-за массового уничтожения кошек христианами, расплодившиеся крысы начали разносить чумную блоху, в результате чего половина Европы вымерла от чумы. Крыс стали уничтожать крысоловы, которых преследовали и казнили инквизиторы, приписывая им содействие с дьяволом, давший им власть над крысами.

Балдахины, столь модные в Европе были еще и необходимостью, служа защитой от падавших с потолка клопов. Существует версия, что мебель из красного дерева была в моде, ибо на ней были незаметны клопы.

Пренебрежительное отношение к санитарным нормам и гигиене позволило чуме выкосить половину населения Италии и Англии и треть Франции. Так как медицина того времени была примитивной, а порой и жестокой. К примеру, для ампутации ноги вместо анестезии применяли киянку, которой давали по голове опреируемому, чтобы он потерял сознание. Геморой лечился просто — раскаленным железом.

Сифилитикам в качестве лечения назначали ртуть. Кровопускание же было наиболее распространенным методом лечения. Его применяли при лечении всех болезней. Болезни считались проделками нечистого, а потому их нужно было изгнать. Зло должно было выйти наружу.