Глеб Котельников: человек, изобретение которого спасло миллионы жизней

Он родился в семье профессора математики и с ранних лет увлекался изобретательством и техническими устройствами, после школы отправился учиться на вoенного, некоторое время служил в должности артиллериста и в 25 лет вышел в отставку. В 1910 году Глеб Котельников переехал в Петербург и попал на первый воздухоплавательный праздник, навсегда изменивший его жизнь.

Событие, давшее начало созданию парашюта

На гражданке Глеб Евгеньевич служил чиновником, участвовал в организации драмкружка, порой, тоже играл на сцене.

В конце сентября Котельников пришел на праздник воздухоплавания, в числе остальных зрителей внимательно следил за действом, развернувшимся в безоблачном небе, любовался крылатыми машинами.
Внезапно один из самолетов начал разваливаться прямо на глазах. Пилот был обречен на верную гибель при падении с такой высоты.

Потрясенный случившимся Глеб Евгеньевич возвращался домой, постоянно прокручивая в голове одну мысль – этого не должно повториться. Вскоре у него появился план по разработке устройства, ставшего прототипом современного парашюта.

Ранцевый тип

Конечно, идея создания чего-то подобного уже приходила в голову изобретателям. Да и первые устройства, чем-то напоминающие современные парашюты, в мире уже существовали. Правда, изготавливались они из льняной ткани, были громоздкими и малофункциональными.

Глеб Евгеньевич изобрел принципиально новое средство спасения, складывающееся в небольшой рюкзак за плечами, внутри которого располагалась спец. подставка с пружиной. Дернув за наружное кольцо, авиатор мог за считанные секунды высвободить парашют на свободу. Вместо льняной ткани конструктор использовал шелк.

Своему изобретению он дал название «Русский, Котельников, модель 1». Позже оно превратилось в аббревиатуру РК-1.

В 1911 году состоялись первые испытания парашюта. После нескольких удачных тестов с манекенами, Котельников предложил свое изобретение военным. Однако военачальники к этому отнеслись скептически.
Некоторые даже заявили, что парашюты вызовут у летчиков желание спасать себя, бросив летательные аппараты, что принесет существенный ущерб летному оснащению.

Но Котельников не отчаивался и продолжал трудиться над парашютами. Как оказалось – не зря. Уже в годы Первой мировой его изобретение, наконец, оценили по достоинству. А сам конструктор принял участие в боевых действиях.

Революция и новый виток развития

В 23-м Котельников представил новую усовершенствованную модель своего изобретения – РК-2. А следующая за ней – РК-3 была не только одобрена, но и стала основой для создания парашютов, используемых в наши дни.

Поражает тот факт, что, когда в США тоже изобрели подобные устройства и утвердили их в качестве обязательного оснащения летчиков, СССР закупил у них около 2 тыс. устройств. И только потом наладил серийное производство парашютов, созданных отечественным изобретателем.

Последние годы жизни

В начале Великой Отечественной Глеб Евгеньевич жил в Ленинграде. Он пробыл там всю блокадную зиму, пока изобретателя не эвакуировали. Но великой победы Котельников так и не дождался. Он умер в 1944 году.

Память

Сейчас у могилы легендарного человека на Новодевичьем кладбище растут деревья, на ветвях которых висят шелковые ленточки. Так, все, чья жизнь связана с небом, выражают признательность и уважение человеку, нашедшему путь к спасению их жизней.