История трансформации советского авто «Победа» в польское «Варшава»

В послевоенное время ГАЗ-М 20 стал уникальной моделью автомобиля, символизирующей возрождение страны. Интересный по тем временам дизайн, неплохие эксплуатационные характеристики – все это сделало машину востребованной и любимой у населения. Да и тот факт, что по тем временам «Победа» была единственным личным транспортом для представителей среднего класса, внес свою лепту. Причем ездили на ГАЗ-М20 не только в СССР, но и за его пределами, например, в Польше.

Польский автопром

В этой стране «Победа» в 50-х годах стала единственной машиной, выпускаемой отечественным автопромом. Еще до войны в Польше действовало несколько мелких предприятий по производству легкового транспорта, но в начале 40-х они прекратили свое существование. В 1947 году правительство озадачилось поиском новых путей создания собственной автомобильной индустрии.

Узнав об этом, услуги развивающейся стране поспешили предложить представители «Фиат», но за передачу лицензии потребовали у Польши оплату натурой: углем и металлом. Для правительства этот обмен был весьма невыгодным, да и малолитражка итальянского производства 1100 не отличалась высоким качеством.

Передача «Победы»

Узнав о том, что итальянцы пытаются наладить сотрудничество с Польшей, Советский Союз поспешил вмешаться. И хотя контракт для него был не особо выгодным, дело принципа оказалось важнее. Не могли допустить в Союзе, чтобы польские автомобили были произведены на основе моделей страны, с которой у СССР были, мягко говоря, напряженные отношения.

Поляки получили полную документацию по выпуску М-20, возвели цеха и к 51-му году смогли запустить линию по производству легковых авто, получивших название «Варшава».

Первые 75 моделей ничем не отличались от советских аналогов, все комплектующие были доставлены из Союза. Вначале производство имело отверточный характер. Но, когда СССР помог полякам запустить полноценный конвейер, выпуск авто пошел полным ходом.

В течение последующих нескольких лет польские специалисты начали работать над собственной отделкой салона, разработали новый двигатель, получивший лицензию Горьковского автозавода.

Модернизация «Варшавы»

«Победы» на территории Союза выпускали на протяжении 12 лет. Когда объем производства пошел на спад, в Польше решили не отказываться от автомобиля, а по возможности модернизировать «Варшаву».

Первые модификации коснулись двигателя, он стал мощнее и экономичнее. Впоследствии начали трудиться над разными вариантами кузова: появились пикапы, седаны и т. д.

Модернизированной «Варшаве» присвоили индекс М-202. Ее выпускали до начала 70-х годов, а использовали в основном в полиции и службе скорой помощи.

С приходом 70-х, Польша обрела больше независимости, и с этого момента все же решила начать сотрудничество с итальянцами. Впрочем, и в СССР на компанию «Фиат» обратили внимание, что повлекло за собой создание «Жигулей».