Из истории авиации. Полина Осипенко — летчица из советской глубинки

В 1907 году 8-го октября в семье крестьян, живущих в селе Новоспасовка, недалеко от Бердянска родилась дочь, которую назвали Полиной. Ей была уготована судьба деревенской девушки, занимающейся сельским хозяйством, но она сама изменила ее. Она стала Героем Советского Союза, знаменитой летчицей, а родное село теперь носит ее имя.

Путь к небу

Свой трудовой путь Полина начала успешно. Окончив в 19 лет курсы птичников, в 21 год она уже заведовала птицефермой. Вероятно, впереди ее ждали награды и почести, соответствующие статусу Героя труда, но все изменило замужество.

Полина вышла замуж за односельчанина Степана Говяза, который выбрал путь военного. Муж уехал на службу, а девушка осталась ждать его в селе. Шло время, и за спиной у Поли односельчане стали шептаться о ее незавидной доле. Недолго думая, она собрала вещи и поехала к Степану, служившему в то время в Качинской авиационной школе им. А. Мясникова инструктором. Случилось это в 1931 году, муж пролетел с ней на самолете У-2, и Полина навсегда влюбилась в небо. Однако, путь из офицерской столовой, где она трудилась, до кабины пилота был не близок.

Но она его прошла. Также, как и в свое время Зинаида Кокорина, ставшая первой женщиной, летчиком-истребителем.

Кокорина работал школьным библиотекарем, и, кто знает, как повернулась бы ее судьба, если бы за день до свадьбы не погиб ее жених Альберт Паэль. Паэль был инструктором, которого в школе прозвали “Бог”. После похорон Зинаида добилась зачисления в авиашколу и стала лучшей.

Добилась своего и Полина, правда, с большим трудом. По слухам, после многих отказов, она обратилась с просьбой зачислить ее в курсанты К. Ворошилова во время его посещения Качи в 32-м году. Так, спустя год, появился летчик Полина Говяз.

Училась Полина на самолете, позже получившим название ПО-2, довольно неприхотливой машине. В годы ВОВ на таких летали “ночные ведьмы” под командованием Марины Расковой.

Неудавшийся брак

Из Полины Говяз вышел отличный пилот, а вот семейная жизнь трещала по швам. Супругов распределили по разным частям. Степан служил в Ростове, Полина — в Харькове и Киеве. В 1935 году они все-таки развелись.

Впоследствии Степан написал своей матери, что это армия стала их разлучницей. Он продолжал любить свою жену всю жизнь, пока не сгинул в одном из лагерей ГУЛАГа.

Полина же вышла замуж за своего сослуживца, сменив фамилию на Осипенко.

Рекордные перелеты женщин-пилотов

В то время можно было стать героем, совершив дальний перелет. И в 1938 году имя Полины Осипенко стало известным всей стране.

Впервые в мире женским экипажем был совершен беспосадочный перелет в 2416 км по маршруту Севастополь-Киев-Новгород-Архангельск. Помимо Полины, в состав экипажа входили второй пилот Вера Ломако и Марина Раскова, являющаяся штурманом. Перелет готовился три месяца и был совершен на гидросамолете. Задача усложнялась еще и тем, что на протяжении приблизительно трехсот километров полет длился над степями Украины, где подобному транспорту в случае необходимости негде было совершить вынужденную посадку.

Однако, настоящие герои не останавливаются на достигнутом. Пригласив Валентину Гризодубову, Осипенко и Раскова решили перелететь из Москвы в Комсомольск-на-Амуре. Полет проводился на самолете АНТ-37 “Родина”.

Сам полет проходил удачно, но под конец помешали погодные условия, из-за которых они не нашли аэродром и оказались без горючего около берегов Охотского моря.

Командиром экипажа была Гризодубова. Она приняла решение о посадке в тайге. Раскова же должна была выпрыгнуть с парашютом, так как кабина штурмана могла разбиться при подобной посадке.

Раскова вышла к месту посадки самолета через десять дней. К тому времени их уже обнаружили спасатели.

Это был еще один рекорд — дальность перелета составила 6450 км. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза.

Неразгаданная смерть

Кто знает, каких высот бы еще достигла Полина Осипенко и как сражалась бы она во время Великой Отечественной войны.

В мае 39-го проходил курс взаимного обучения между опытными инструкторами и боевыми летчиками. Осипенко была в паре с Анатолием Серовым, начальником летной инспекции и мужем актрисы Валентины Серовой.

11-го мая была отработка полетов “вслепую”. После первого полета, в котором Серов был на месте инструктора, а за штурвалом Полина, они приземлились, осмотрели самолет и поменялись местами.

Спустя час их нашли. Они упали с высоты примерно 600 метров. Похоронены летчики были в Кремлевской стене.

Есть в авиации необъяснимые гибели. Никто до конца не знает, по каким точно причинам погибли пилоты с большим летным опытом: Чкалов, Сент-Экзюпери, Гагарин и Серегин. Но, важнее помнить, что эти люди совершили для человечества и его развития.