Как распределялось жилье в Советском Союзе

Если вы поговорите с людьми, старше 50-ти лет, то наверняка услышите: «Мне государство выделило квартиру». Для современной молодежи это кажется сказкой, но так было на самом деле. Как выдавали жилье советским гражданам?

Было четыре способа обзавестись жильем в СССР – получение государственной квартиры, возведение дома, покупка квартиры в кооперативе, получение заветных метров в наследство от родственников.
Кооперативное жилье строилось за счет средств, полученных в виде ссуды от государства. Так организация, завод или город создавал жилищный кооператив. Выделенные средства шли на возведение дома.

Граждане, которые хотели приобрести квартиру в этом доме, должны были вступить в кооператив, внести первый пай, затем платили каждый месяц фиксированные взносы. Эти граждане становились очередниками, имели право на получение квадратных метров.

Когда строительство заканчивалось, очередникам раздавали жилплощади. Люди продолжали платить ежемесячные взносы, до выплаты всей суммы. Есть определенная схожесть этой финансовой модели с нынешней ипотекой. Но было существенное отлитие – отсутствовали проценты.

После погашения последнего взноса, имущество не становилось частной собственностью члена кооператива. Квартира была привязана к ЖСК, возможности продать ее постороннему человеку не было, можно это сделать было только в отношении членов кооператива. Но и для этого требовалось собрание всех членов.

В кооперативах параллельно формировалась и внутренняя очередь, для тех, кто хотел улучшить жилищные условия. Очередность в этом случае была первостепенной. Были ситуации, когда члену кооператива разрешалось вносить только вступительный пай.

Но строительство кооперативов составляло лишь малую часть, до 10% от потребностей населения. Очереди на вступление в кооператив были огромными, стать членом было очень сложно.

В 80-х стартовала жилищная программа «Отдельная квартира для каждой семьи», по которой улучшение жилищных условий стало доступней. В рамках программы были созданы 100 тысяч кооперативов. Но после перестройки, строительство многих было заморожено, часть была достроена к концу 90-х. Гражданам приходилось ждать около 10 лет, при этом доплачивая увеличенные взносы.

Кроме такой программы, люди обзаводились жильем благодаря индивидуальному строительству. Наибольших масштабов оно достигло в начале 50-х годов. В послевоенный период был острый дефицит жилищного фонда, особенно в тех населенных пунктах, которые перенесли бомбежки. Получение в общежитии или коммуналке комнаты было огромным счастьем.

Массовое строительство было в этот период невозможным, ввиду неготовности жилищно-строительной сферы. Тогда руководством страны принимается решение о выделении участков земли в аренду для индивидуального строительства. Получение земельных участков упрощалось и поощрялось со стороны государства.

Чтобы взять землю в аренду необходимо было предоставить справку о составе семьи, написать заявление, сообщить данные с места работы и жительства. Вопрос о закреплении земельного участка за претендентом решался за несколько дней. Площадь участка в разных населенных пунктах отличался. Жителям городов выделяли до 6 соток, поселков – до 15 соток.

Построить что-то на свое усмотрение запрещалось, требовалось разрешение горисполкома, создание проектной документации, разрешение архитектора. Как правило, делалось несколько вариантов проекта, и претендент выбирал оптимальный.

На этом бонусы не заканчивались. После согласования проекта, государство выделяло ссуду без процентов, которой могло хватить практически на все строительство. Погасить ее необходимо было на протяжении 15 лет. Но здесь присутствовали подводные камни, если вы самостоятельно решили изменить место работы, то погасить всю сумму нужно было за полгода.

Расход ссудных средств строго контролировался. Раз в полгода изучались документы на покупку строительных материалов, нужно было предоставить проверяющему органу накладные, счета. Вся документация, подтверждающая расходование ссудных средств, хранилась до полного погашения займа у государства.

Возведенное помещение (за исключением земли) становилось личным имуществом. Дом можно было подарить или передать в наследство, при условии прописки наследника, продать. Стать владельцем, не имея прописки в этом помещении, не представлялось возможным.

После 1960 года получить землю под застройку стало сложнее. Это было связано прежде всего с масштабным государственным строительством. Но участки все-таки выдавались почетным гражданам, многодетным семьям и тем, у кого был блат. Даже партийным работникам в этот период получить землю под строительство было затруднительно.

После прихода к управлению Андропова, была сделана еще одна попытка возобновить индивидуальное строительство. Но она не увенчалась успехом. Тогда участки нужно было выкупать, тогда как простым гражданам это было не по карману.

А теперь о главном. Как получали жилье граждане Советов?

Существовало жилье от исполкома и от ведомства. Стать в очередь квартиру можно было от организации или по месту проживания через горисполком.

Владельцем государственного жилья от ведомства становились работники больших организаций, по месту проживания – те, кто работал на небольших предприятиях, у которых не имелось жилого фонда. Жилье от исполкома предоставлялось и особым категориям граждан. Получить госквартиру могли матери-героини, герои СССР, почетные работники культуры.

Правила становления на очередь были практически одинаковы для всех. Для этого требовалось собрать определенные справки – о наличии жилплощади, составе семьи, заявление, характеристика с предприятия, на котором работал заявитель. Все эти документы подавались на проверку в специальную комиссию. После изучения предоставленных справок принималось решение о возможности постановки на очередь, или заявитель получал отказ.

Причиной отказа могла стать большая площадь от нормы в существующем жилье. Так в 70-х годах на одного человека предусматривалось 7 квадратных метров, начиная с 80-х составляла 9. Для определенных категорий эта норма была выше, правило касалось архитекторов, преподавателей с ученой степенью.

Стоит учитывать, что норма жилой площади рассчитывалась не из общей, а из полезной, без учета дополнительных помещений. Поэтому в многоквартирных домах, этого периода застройки, кухни, санузлы и коридоры были минимального размера.

При принятии решения о постановке на учет для получения ведомственного жилья, заявителю сообщался очередной номер. При становлении на государственную очередь, документы о таком решении отправлялись в исполком.

Как формировался жилой фонд на крупных предприятиях? Всем организациям разрешалось возводить здания жилого назначения, для заселения работников предприятия. Перед началом строительства учитывались такие факторы, как стратегическая ценность, перспективность, привлечение дополнительной рабочей силы и др.

Сроки получения квартиры были разными. Квартиру можно было получить через 1-2 месяца, кто-то ждал по несколько лет.

Так жителям Москвы приходилось годами ждать, в то время как в маленьких городах стать обладателем квартиры становились через несколько дней после трудоустройства в организацию.

Кроме очереди в ведомствах и исполкоме, существовала льготная. Она была отдельной и предусматривала получение квартир семьями льготников. Эта очередь продвигалась быстрее других.

Фонд исполкомовского жилья состоял из домов, которые числились на городском балансе, кроме того 10% от построенных домов предприятиями выделялось в фонд города.

Принцип получения квартиры в городской очереди был таким же, как и в ведомстве. Только очередь продвигалась медленными темпами, квартиру от государства приходилось ждать дольше.

Хотелось бы рассмотреть два острых вопроса относительно жилья в СССР, которые активно обсуждаются.
Первый – относительно получения жилья. Существует два мнения, первое – что получить бесплатное жилье было очень проблематично, второе – что квартиры выдавали без проблем и быстро. Как ни странно, обе версии правильные.

Сложным и даже невозможным являлось получение жилплощади работниками мелких предприятий, расположенных в крупных городах, без жилого фонда. К таковым относились всевозможные НИИ, институты и пр.

Работники электростанций, предприятий, занятых в строительстве и крупных заводов на периферии получали заветные квадратные метры довольно быстро. Но они сталкивались с проблемой – менять место работы запрещалось. Так государство пыталось привязать работников к предприятию.

Вопрос второй, касаемо превышением полномочий чиновниками при выдаче жилья. Безусловно, такой прецедент имел место быть. Так в 80-х были установлены случаи выдачи государственного жилья за взятку. Кроме того, партийным работникам выделялись отдельные дома.

Партийное жилье отличалось от квартир для простых работников. Они были просторнее и лучше типовых советских квартир. Поэтому партийные работники не претендовали на очередь за простыми государственными жилыми площадями.

В заключение стоит сказать, что вступить в наследование жилплощади родственников можно было только при условии прописки наследника. При нарушении этого требования, вы могли вовсе не получить или стать владельцем на условии сдачи существующей жилплощади.

Но в этом случае был выход. Так, многие граждане с целью получения квартиры от престарелых родственников разводились, прописывались в их квартире, чтобы после их кончины стать наследником заветных метров.

Во времена Советов выделялось и временное жилье для военных и работников ЖЭКа. Таким способом в столицу привлекались люди простых профессий (например, дворники). При постоянном пребывании на протяжении десяти лет, жилплощадь становилась собственностью.

Конституцией, принятой в СССР в 1977 году, было предусмотрено право каждого гражданина на жилье. Согласно нормам закона, выписать без прописки в другое место было невозможно. Однако в законе ничего не сказано про выселение старое жилье, чем некоторые успешно пользовались.