Кто такие гидронавты

Почему американцев испугали следы их присутствия на дне океана.

Гидронавтика – это деятельность человека в гидросфере. Цели могут быть различными, как хозяйственная деятельность, так и вопросы, касающиеся биологии и медицины, а также вопросы военной области.

Мечта стать космонавтом

Гидронавт — это специалист работающий под водой в специальных аппаратах без воздействия внешней среды, но готов к погружениям в акваланге.

Один из представителей этой профессии Валерий Кулаков шёл к ней особым путём. В юности хотел стать лётчиком, как его отец, которого он совсем не помнит, потому что тот погиб в воздушном бою во время войны. А Валерий родился перед самой войной, в 1940 году.

Но вместо лётного училища они с другом закончили Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Но строить корабли по окончании учебного заведения тоже не пришлось. Пройдя переподготовку, он оказался на подводной лодке. И вот в 1966 году он уже командир подводной лодки. Им было дано боевое задание. А дело было вот в чём.

Роль подлодок в глобальных конфликтах

В ту пору Вьетнам оказался разделённым на 2 части, между которыми возник конфликт. Советский Союз поддерживал Северный Вьетнам, а Южный Вьетнам пользовался поддержкой США. Наша страна помогала Северному Вьетнаму и доставляла туда различные грузы. Этому препятствовала Америка.

Задачей подводной лодки было сопровождать наши суда, следующие к берегам Вьетнама. Американцы мешали нашим кораблям идти по намеченному курсу, поэтому приходилось их отгонять. Это как раз и выполняла наша подлодка. Приводя в боевую готовность ракеты, она всплывала. Американские корабли отступали. Аналогичная охрана осуществлялась и у берегов Кубы.

Разработка глубоководных аппаратов

Жизнь и наука не стоят на месте. Требуются новые специалисты для всех областей народного хозяйства, а также и в армии.

Наступило время освоения дна Мирового океана. Все крупные державы начинали этим заниматься. Особенно востребованы были тогда гидроакустические системы для обнаружения подлодок. На дне устанавливались жучки, которые через кабель передавали информацию, которая считывалась специальными приборами. Данные кабеля требовалось охранять. Как это сделать? Ведь подводные аппараты могли погрузиться лишь на 300 метров, а до дна ещё далеко, ведь глубины были многокилометровыми.

Шла разработка глубоководных комплексов. И вот первый из них был создан. Ему дали название «Архипелаг». На дно он опускался на тросах с подводной лодки. Первое его погружение нельзя было назвать удачным, вернее наоборот, погружение было очень неудачным. Людям в этом аппарате пришлось пробыть четверо суток. К счастью весь экипаж этого наблюдательного подводного пункта спасли. Сам же аппарат затонул.

Ошибки в конструкции аппарата тщательно проанализировали и учли при создании второго подобного образца. Было изменено положение тросов, а ведь именно они оказались причиной аварии. И другое немаловажное изменение, которое было внесено, это увеличение шлюзового отсека. Теперь он стал шире, и экипаж беспрепятственно выбирался из аппарата сразу всем составом. Новый глубоководный комплекс получил название «Селигер».

Для таких аппаратов требовались люди, которые умеют их обслуживать.

Неизвестная профессия

Велась подготовка кадров. Кандидатами, в первую очередь, были члены экипажей подводных лодок.
Так случилось, что начальник штаба подводников с Камчатки был переведён в 19 центр Минобороны. Ему нужны были кадры, и Валерий Кулаков, знакомый с ним по службе, попросился к нему на новое место. Правда он совсем плохо представлял себе, чем придётся заниматься. Только по прибытии, более-менее, становилось понятно, что это за служба. Предстояли глубоководные погружения.

Не всякого желающего могли принять в отряд гидронавтов. Тщательный отбор должны были пройти кандидаты. Требования к ним предъявлялись высокие. Ни чуть не меньшие, чем к космонавтам.

1. Здоровье должно быть отменным.

2. Стаж службы на подлодках должен быть не менее 5-ти лет.

3. Непременно нужно быть коммунистом.

4. Необходимо было пройти тест на совместимость. Он был очень важен, ведь конфликты на глубине очень нежелательны.

Тех, кто прошёл отбор, направляли на учёбу. Числились они все инженерами-испытателями, так как нельзя было озвучивать настоящее их занятие, потому что профессия гидронавтов была засекречена.

Они работали в Кронштадте, а также в Ленинграде, а ещё на Севере. Требовалась очень кропотливая подготовка. Всё было в первый раз, всё только организовывалось. Даже при создании нормативных документов ориентировались на «Положение о космонавтах». Кстати с космонавтами сложились очень тесные отношения. Ведь их профессии имели так много общего, работа в изоляции от внешнего мира, постоянный риск. И сами люди соответственно были близки по духу и целеустремлённости.

Селигер — ужас американцев

Аппарат «Селигер» это миниатюрная подводная лодка, которая могла в течение 6-ти дней автономно перемещаться. Однако он соединялся тросом –кабелем с лодкой-носителем. Форма аппарата напоминала бочку, поэтому её так и окрестили. Аппарат в первую очередь предназначался для наблюдения, поэтому на корпусе «бочки» имелось 5 иллюминаторов.

Под днищем этого аппарата имелся груз, массой более тонны, прикреплённый к тросу. Это был якорь, который после погружения сбрасывался на дно. Соответственно, трос натягивался, и глубоководная «бочка» могла исследовать дно в радиусе двухсот метров.

Бывало, что якорем становились иногда гусеницы трактора (по массе они очень даже подходили). Таким образом на дне океана оставались их отпечатки. Эти следы очень встревожили американцев, когда они их обнаружили. Эта тревога объяснялась тем, что военные США решили: Страна Советов обогнала их в гонке вооружений, и уже использует глубоководную технику на гусеничном ходу.

Глубина 2000 метров

К моменту государственных испытаний «Селигера», Валерий Кулаков уже был капитаном 3-го ранга.

Испытания прошли в 1972 году. Пунктом отправления был Кронштадт. Отсюда субмарина «БС-69» ушла в океан, неся на борту «Селигер». Экипажу «Селигера» поручено было опуститься на глубину 2000 метров и выполнить там определённые задачи.

На погружение требовалось не менее 2-х часов. На запланированной глубине давление равно 200 атмосфер. В глубоководном аппарате имелись дыхательные аппараты, но они вряд ли бы пригодились, если вдруг случилась разгерметизация. Риск был немалый. На этот раз испытания прошли успешно, без всяких ЧП. Все участники, безусловно, заслуживали наград.

Награды

Валерий Кулаков имеет звание Героя Советского Союза, но церемония вручения Золотой Звезды за заслуги перед Отечеством, состоялась только в 1979 году. Ведь до 1975 года даже его профессия была засекреченной. Название её «гидронавт-испытатель», не произносилось и нигде не прописывалось.

Поэтому и награды были вручены не сразу. И даже в 1979 году герои вместе с наградами получили и рекомендации не носить их, чтобы у людей не возникало слишком много вопросов. А если уж не удаётся уйти от ответа, объяснять, что выполнили боевые задания: «что надо нашли, что требовалось сделали». Награды вручал сам Брежнев.

К моменту вручения наград, Валерий Кулаков был уже капитаном 1-го ранга.

Валерий Кулаков стал командиром подразделения гидронавтов-испытателей. В море выходил до самой пенсии, до 50-ти лет.

После выхода на пенсию, капитан 1-го ранга в отставке не лежит на диване. Он ведёт общественную работу. Является членом Международной академии единства народов мира.