“Мадам МИГ”. Легендарная советская летчица Марина Попович

В 1967 году она побила рекорд американской летчицы Жаклин Кокран, превысив в 2 раза звуковой барьер на “МИГ-21”. Журналисты иностранной прессы после этого стали называть ее “Мадам МИГ”. За время своей летной карьеры она управляла различными видами самолетов и вертолетов, в общей сложности насчитывающих более сорока типов.

Без права на остановку

Марина Попович имеет множество наград за свои многочисленные заслуги. Ею установлено 102 мировых рекорда, 10 из которых — на АН-22. Она является единственной женщиной в мире, которая летала на подобном самолете. За ее плечами в общей сложности более 5600 полетов.

Большую часть времени Марина Лаврентьевна с мужем Борисом Жихоревым в последние годы жили в поселке Мостовском на Кубани. Многие могут подумать, что героическая летчица, выйдя на пенсию, решила отдохнуть в тихом месте, окруженном природой. Однако, все совсем не так.

Еще в то время, когда она была летчиком, начала писать книги. А после это превратилось в ее основное занятие.

Она сама говорила, что от тоски по полетам можно даже умереть. Ведь человек без любимого дела, как без воздуха. Но она решила, что нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед. Защитив диссертацию, продолжила учиться дальше. Потом устроилась в МГУ. Затем возглавила Академию им. Ощепкова, одновременно продолжая писать о небе, летчиках и тех великих людях, с которыми ей пришлось встретиться.

Она написала 15 книг. Кинокартины “Небо со мной” и “Букет фиалок” сняты по сценариям, автором которых является Марина Попович. В соавторстве с мужем был выпущен сборник стихов “Наедине с небесами”.

В порядке исключения

Кто знает, если бы не война, может и не было бы в истории авиации прославленной летчицы. Ее отец, Лаврентий Федосович Васильев превосходно играл на скрипке, а маленькая Марина отлично подыгрывала ему на цимбалах. И, вероятно, вышел бы из нее прекрасный музыкант. Но все изменила Великая Отечественная война, пришедшая в их хутор Самусенки, расположенный в Смоленской области.

Дети войны повидали немало страшного. Марина Лаврентьевна навсегда запомнила бомбежки, как фашисты повесили их любимого учителя. И как они ребятней побежали спасать советского летчика, который выпрыгнул из подбитого самолета, но оказалось, что его расстреляли еще в небе.

Так появилась мечта. Но проблемой был маленький рост. И тогда она занялась специальными упражнениями. Чтобы вытянуть ноги, долгое время висела вниз головой. Ее рост увеличился почти на пять сантиметров. И она попала в аэроклуб. Чуть позже она уже являлась летчицей ДОСААФ. Но ей хотелось большего — она мечтала стать профессиональным летчиком. Однако, ей везде отказывали.

Причиной был послевоенный приказ, в котором было сказано о том, что женщины в небо не допускаются. Но Марина была не из тех, кто легко сдается. Она дошла до самого маршала Ворошилова, который и распорядился в порядке исключения принять Марину Васильеву в летное училище.

После окончания Саранского авиационного училища, которое она закончила с отличием, осталась там в должности инструктора.

А потом она решила, что хочет испытывать самолеты. Это был 1963-й год. На тот момент Марина уже стала мамой. Ее дочь, Наташа, тайком прибегала на аэродром и, сидя на заборе, подолгу смотрела на полеты. Узнав об этом, полковник Иванов, обожавший детей, решил вернуть маленькой девочке ее маму.

Но, поняв, что значит для Марины небо, сам написал ей характеристику для зачисления в летчики-испытатели.

Для полетов в космос не годна

В 62-м году шел 2-й набор космонавтов. В Центральном авиационном госпитале проходили комиссию двести пятьдесят кандидатов, среди которых была и Марина Попович.

Однако, после того, как летчица успешно прошла все испытания, врачи объявили о ее негодности в связи с повышенным кислородным обменом. Для Марины было непонятным, как при ее работе, когда она может летать на высоте до 18-ти тысяч метров, появился такой диагноз. Но, вопрос решен, спорить было бессмысленно.

Она утешила себя, что в отличие от летчиков, большинство из которых, став космонавтами, очень мало летали, будет наслаждаться полетами.

Но в 65-м году Марина едва не погибла во время испытания ЯК-25РВ. На высоте семнадцать тысяч метров отказала кислородная система. Теряя сознание, летчица сумела включить аварийную систему подачи кислорода, убрать газ. Придя в себя на восьми тысячах метров в падающем самолете, Марина сумела справиться с аварийной ситуацией и благополучно приземлилась.

Благодаря действиям Попович были выявлены неполадки в кислородной системе испытуемого самолета, а саму Марину представили к званию Героя Советского Союза.

Но вместо награждения главнокомандующий ВВС распорядился об увольнении женщины-летчика, отправив распоряжение в госпиталь о том, чтобы Попович поставили диагноз о предынфарктном состоянии. Это случилось за два месяца до выхода на пенсию.

В течение двух лет она была разлучена с небом, невыносимо тоскуя по полетам. Спас ее звонок генерального конструктора ОКБ Олега Антонова.

Она стала работать в гражданской авиации. А потом по совету Олега Константиновича набрала женский экипаж, который доказал всему миру, что и женщины способны на подвиги, установив 71 мировой рекорд.

Сложности семейной жизни женщины-летчика

Первым мужем Марины был космонавт Павел Попович. Они познакомились еще курсантами. После окончания училища они разъехались по разным городам, не забыв друг о друге. Только в 55-м они поженились, пообещав друг другу не мешать летать. Однако, мужу, который очень переживал за свою жену, оказалось сложнее сдержать обещание. И все равно, их брак, в котором они вырастили двух дочерей, продлился 30 лет. А потом Павел все-таки ушел.

Она сумела пережить и это. А в 55 стала женой Бориса Жихорева, с которым они одно время работали вместе.

Полет — это настоящая жизнь

Ее не стало почти два года назад. Последняя книга под названием “Я — летчик” стала автобиографией. А в ней — цитата, только по одной фразе из которой можно понять смысл жизни Марины Попович. “И радость полетов — это жизнь, настоящая жизнь…”