Первая женщина-штурман, Герой Советского Союза и крестная мать «ночных вeдьм»

«Ночные вeдьмы» — так прозвали женщин-летчиц Советского Союза гитлeровцы. Заслышав в ночи звук их самолетов, схожий со звуком метущей метлы, немцы бросались врассыпную. Предводительницей женской авиагруппы стала Марина Раскова.

Эта женщина получила звание Героя одной из первых представительниц слабого пола в стране. Она пролетела около 6 тыс. км из столицы на Дальний Восток, а затем еще 10 дней пробиралась в одиночку к своим напарницам через непроходимые леса. Несмотря на недоверие руководства, Раскова смогла создать в годы войны авиагруппу, состоявшую из нескольких исключительно женских авиаполков.

Как все начиналось

Марина родилась в Москве в 1912-м. Девушка даже не помышляла о профессии летчицы. Ее отец работал учителем пения, а она училась в школе и занималась музыкой в юношеском отделении Консерватории.

Когда отец умер, Марине сразу после окончания 7-го класса пришлось отправиться работать. Чтобы финансово помочь матери и младшему брату, девушка устроилась трудиться лабораторию хим. завода.

Здесь она встретила своего будущего мужа, а спустя родила ему дочку Таню.

В 1932-м она попала в лабораторию, действующую при военно-воздушной академии. Раскова приносила в аудитории приборы, и оставалась на лекциях. Так, постепенно, Марина стала разбираться в авиационной технике и понимать, для чего она предназначена.

Мечта о небе

Новая наука настолько увлекла Марину, что она стала одну за другой внимательно изучать книги по штурманскому делу, высшей математике, физике и т. д. В учебе ей помог один из преподавателей кафедры, и вскоре она смогла успешно выдержать экзаменационные испытания и стать первым в военной истории СССР штурманом женского пола.

Попутно Марина вела исследования, посвященные прокладке пассажирской гидроавиалинии на Черном море. Совершая ежедневные длительные перелеты, Раскова делала фотоснимки и собирала данные о местности.

Полученные знания, подкрепленные многочасовой практикой, подтвердили, что Марина – хороший штурман. И вскоре она начала преподавать штурманское дело в академии.

А затем ей позволили воплотить в жизнь давнишнюю мечту – научиться управлять самолетом. Оказалось, что и эта работа ей по плечу. Марина прошла обучение в школе пилотов, и через время Раскова не только приняла участие в подготовке праздничных воздушных парадов, но и сама повела самолет в стройной веренице крылатых машин, летящих над столицей.

Юная летчица стала известна по всему СССР. Ее пригласили консультировать органы НКВД, а затем назначили на должность уполномоченного спец. отдела.

Подвиг, совершенный в довоенное время

В 1938-м Раскова вместе с двумя девушками В. Гризодубовой и П. Осипенко совершили рекордный перелет без остановок, протяженностью более 6 тыс. км., из Москвы на Дальний Восток.

В самом конце рекордного перелета, при приземлении произошла внештатная ситуация. Самолет потерпел крушение, и Расковой пришлось выпрыгнуть из машины в таежные леса. 26-летней девушке потребовалось около 10 дней, чтобы выбраться из осенней тайги, имея при себе только револьвер, нож и незначительное количество продуктов.

Марина вернулась в Москву настоящим героем, вскоре ей вручили звезду официально. Не знала тогда женщина, что главные подвиги ее будут ждать впереди.

Летчица в годы ВОВ

Когда началась война, Раскова получила массу писем от женщин со всех уголков страны. Они желали вступить в бой с немцами, чтобы отомстить за отцов, мужей, братьев и весь советский народ.

Тогда легендарная летчица решила добиться, чтобы в боях стали участвовать советские девушки-пилоты, и начала формировать женские эскадрильи. Для этого она посещала множество аэроклубов по стране, выбирая подходящих кандидаток.

В результате в армии появилось несколько авиаполков, истребительный и бомбардировочный, в том числе тот, летчиц которого фашисты назовут впоследствии «ночными ведьмами».

Сама Раскова командовала 587-м полком. В начале января 1943-го Марина вылетела на фронт, но ее самолет попал в сложные метеорологические условия, не справившись с управлением, легендарная летчица разбилась. Ее прах захоронили в Москве возле Кремлевской стены.