Почему Москву не рaзбомбили немцы в 1941 году

Аэродромы Люфтвaффе с лучшими летчиками Германии находились как никогда близко к столице СССР. Тогда говорили, что вoйска Красной Aрмии не могут дать существенный отпор гитлeровцам, так как уступают в мощи, да и вообще разгрoмлены еще в начале 1941-го. Что же помешало гитлeровцам разбoмбить главный город страны?

Осенью 1941 года часть городов СССР была оккупирована фашистами. Гитлеровцы рьяно готовились к наступлению на Москву. Пехоту поддерживали воздушные силы Люфтваффе. Около 1320 самолетов задействовали для обеспечения наступления фашистской армии. К осени уцелевших боевых машин оставалось около 900.

Провал Люфтваффе в небе над Москвой

Летом 1941 года на подступах к столице разгорелись ожесточенные воздушные бои. Немцы особое внимание уделяли бомбардировке Москвы. Для этих целей сформировали специальную группу из около 300 бомбардировщиков тяжелого типа. 19 июля был отдан приказ: начать воздушное наступление на Москву.

Советское командование ожидало такого поворота событий, учитывая опыт Люфтваффе по бомбежке европейских городов, поэтому к обороне стали готовиться заранее. Командирами московской зоны ПВО были назначены генерал Громадин, полковник Климов, генерал-майор артиллерии Журавлев. Заготовили орудия большого калибра и зенитные пулеметы. Установили зенитные прожекторы, освещающие пространство на многие километры.

Перед советскими истребителями поставили задачу – встречать разведывательные машины врага на дальних рубежах, не позволяя им обнаружить расположение московских ПВО.

Перед первым налетом на Москву устроили даже небольшую тренировку, чтобы проверить готовность армии к обороне. Ночью 21 июля немецкие самолеты попытались добраться до Москвы. Шли группами, каждая на определенной высоте.

Ночью по тревоге подняли советские истребители. Командиру удалось подбить ведущий бомбардировщик первой группы. Строй вражеских самолетов был нарушен.

Увидев это, остальные немецкие пилоты решили обойти прожектора, каких было не так уж много и прорваться в город. Посовещавшись, зенитные подразделения в ответ создали стену беспрерывного огня.

Расчет вели на психологический фактор и то, что немцы струсят лететь через нескончаемые разрывы снарядов. И, действительно, большинство бомбардировщиков отклонились от курса и сбросили бомбы, не долетая до города.

Следующая группа бомбардировщиков попала под свет десятков прожекторов. Обойти их немецким летчикам не удалось. Бомбы сбросили, но не на первоначальные объекты. В результате первого налета на базу не вернулось 22 немецкого бомбардировщика, еще часть была повреждена.

Основной удар советской армии удалось отбить. А те из вражеских самолетов, которые все же сумели прорваться, нанесли городу немалый урон. Было убито более 600 человек, разрушены городские коммуникации и более 30 зданий. В некоторых помещениях занялся пожар. Страшно представить, что стало с Москвой, если бы все бомбардировщики достигли цели.

Бои и непростая воздушная оборона города продолжались. Августовской ночью Виктор Талалихин – пилот истребителя, вместе с другими летчиками вел воздушный бой над Москвой. Он протаранил немецкий бомбардировщик, а сам успел катапультироваться. Воздушные тараны советские летчики совершали и до этого. Но руководство не поддерживало подобную тактику и порчу самолетов. Однако в августе в тяжелой обстановке, пилотам был выдвинут лозунг: ликвидировать врага любой ценой. Поэтому о подвиге Талалихина рассказали в газетах.

А в это время гитлеровцы вводили в заблуждение свой народ, регулярно сообщая, что Люфтваффе бомбили Москву и уже разрушили все фабрики, заводы и иные стратегические объекты, в том числе Кремль и Красную площадь.

На самом деле советские ПВО сдерживали натиск и не давали немецким бомбардировщикам совершить задуманное – стереть Москву с лица земли.

В середине осени в помощь Западному фронту создали дополнительный Калининский, в состав которого вошла авиационная группа. Летчики сразу стали штурмовать наступающие самолеты противника. Кроме того, была проведена операция по бомбардировке аэродромов Люфтваффе.

С приходом холодов у вражеской авиации возникли дополнительные проблемы: двигатели плохо запускались, обслуживание самолетов не могли провести должным образом. Непрерывный снег заметал взлетные полосы. Немцам приходилось очищать только одну дорогу, что снижало количество машин, взмывавших в воздух. Тут было уже не до Москвы. Гитлеровцы пытались поддерживать наземные войска.

Но и у тех все не шло гладко. На морозе стали останавливаться танки, масло в них замерзало, не давая двигаться дальше. Танкисты сидели в окопах, а самолетов в небе не появлялось.

На других участках фронта Люфтваффе приносили намного больше потерь и разрушений. Но воздушные силы СССР не были настолько сильны, чтобы противостоять немцам и там. Поэтому командование выбрало приоритетное направление – Москву.

Помимо того, что это главный город страны, Москва была еще и сильным промышленным объектом, а также важным центром транспортных узлов.

В тяжелой борьбе 1941 года за Москву советским летчикам героическими усилиями удалось уберечь столицу СССР от разрушения.