Популярные ВИА в советские годы

Глядя на то, что советские граждане начинают тянуться к западному искусству, слушая рaзлагающую коммунистическое сознание музыку капитализма, которую играют группы, повсеместно создаваемые на Западе, руководство страны решило, что и у нас, в Советском Союзе следует создать музыкальные коллективы. Сказано, сделано. И в стране появляются ВИА — вокально-инструментальные ансамбли.

Существовали, конечно, в Союзе и группы, которые играли музыку, такую схожую с запрещенной западной. Но это были неофициальные коллективы, играть которым приходилось в подполье, покинутое ими только в восьмидесятые.

ВИА же создавались чаще всего при филармониях или концертных организациях. Авторами их песен были члены творческих союзов, их участники были дипломированными специалистами, и , вполне понятно, что оборудование также было лучшего качества.

Что же касается репертуара, то он был несколько пресноват. На Западе менялись музыкальные стили, советская эстрада работала в одном направлении — идеологической полезности, ну, или, в крайнем случае, исполнение не должно наносить вред социалистической идеологии. Только в этом случае группу будут показывать на экране телевизора и ездить на гастроли и конкурсы.

К концу 80-х ансамблям пришлось менять репертуар и стиль исполнения, но это не принесло результатов, и с исчезновением СССР они тоже практически исчезли со сцены. Однако в последнее десятилетие благодаря набирающей обороты ностальгии у слушателей, ВИА снова стали обретать популярность.

Какие же коллективы были наиболее яркими в то время?

Песняры

Этот ансамбль был создан при филармонии г. Минска в конце 60-х. Их песни с патриотическим и народным уклоном сразу становились хитами. “Беловежская пуща”, “Березовый сок” побеждали на конкурсах, звучали в кинофильмах. Залы во время их выступлений были всегда заполнены, а гастроли были даже по Америке. 70-е были отмечены бесспорным хитом “Вологда”.

Коллектив действовал до конца ХХ века. После смерти основателя В. Малявина в 2003 г. появилось несколько групп, создающих образ “Песняров” и исполняющих их песни.

Верасы

Соседи “Песняров” по минской филармонии. Планировался в качестве их женского варианта. Но в результате коллектив сформировался смешанный. К середине семидесятых они были уже достаточно известны, но “Малиновка” принесла им небывалый успех. В 1986-м году состав ансамбля сменился из-за скандала с наркотиками, в котором был замешан Александр Тиханович. Бывшие лидеры коллектива Ядвига Поплавская и Тиханович впоследствии создали свой коллектив.

Земляне

Этот коллектив был, пожалуй, наиболее близок к образу рок-группы. Ансамбль создал в конце семидесятых В. Киселев. Сопровождение выступлений Сергея Скачкова спецэффектами и пиротехническими эффектами, являвшимися новинками на советской сцене без сомнений, поражали слушателей.

Конечно, исполняемый рок-репертуар был вполне безопасным, что-то наподобие “Каскадеров” или “Карате”. Но самой популярной композицией стала “Трава у дома”.

С возвращением моды на 80-е появилось немало клонов ансамбля, что привело к судам.

Веселые ребята

Коллектив, основанный П. Слободкиным, был одним из первых в Советском Союзе. В нем выступало немало будущих звезд эстрады: А. Градский, А. Барыкин, А. Пугачева, А. Буйнов, А. Глызин, В. Малежик.

В конце 60-х они уже были необычайно популярны. Их хиты “Бабушки-старушки”, “Не волнуйся тетя” были любимы в народе. Основной состав покинул группу в конце 80-х, а Солодкин много лет пытался восстановить коллектив.

Самоцветы

Основателем ансамбля был Юрий Маликов, потративший на музыкальное оборудование практически все деньги, полученные за гастроли по Японии, длившиеся восемь месяцев. В 1975 г. ансамбль развалился. Появился еще один ВИА — “Пламя”.

В коллективе в разное время состояли: Елена и Владимир Пресняковы, С. Беликов, А. Барыкин, В. Кузьмин, А. Глызин. Было время, когда в состав входил В. Винокур.

Хитами ансамбля можно считать: “Люди встречаются”, “Листья желтые”, “Мой адрес — Советский Союз”. Расставшись с ВИА в 92-м, Маликов спустя годы собрал старую команду.