Последний полет Экзюпери

31-го июля 1944 года на корсиканский аэродром Борго не вернулся самолет “Локхид Р-38 “Лайтнинг”, проводящий фотосъемку в Альпах в разведывательных целях. За годы вoйны это была не первая и не последняя безвестная потеря. Но пропажа именно этого самолета стала одной из известных, так ка самолетом управлял Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, написавший “Маленького принца”.

Он не мог потерять небо

Когда он стал известен своей литературной деятельностью, он уже был летчиком. Сент-Экзюпери мог бы довольствоваться славой литератора и не подвергать себя риску, занимаясь опасной деятельностью. Но он не мог потерять небо. Это означало бы потерять себя.

Опасность буквально подстерегала его. Он был комиссован еще в 1923 году после первой катастрофы. Однако через 3 года он снова парил в небе в качестве гражданского пилота.

В 32-м он едва успевает спастись из тонущего гидроплана, испытания которого он проводил. В 1935-м его спасителями стали бедуины, обнаружив в Ливийской пустыне после крушения, которое произошло во время перелета Париж-Сайгон. В 1938-м он терпит аварию, перелетая из Нью-Йорка на Огненную Землю, получив при этом тяжелые травмы.

Когда началась Вторая мировая война, 39-летний Экзюпери летает на самолете-разведчике, получив за отличную службу французский Военный крест.

После того, как Франция потерпела поражение, писатель уезжает в Америку и вновь начинает заниматься литературной деятельностью, что с облегчением восприняли его друзья.

Но уже в 43-м он становится участником движения “Сражающаяся Франция” и вновь управляет разведывательным самолетом. Несмотря на значительную разницу в возрасте с остальными пилотами, он рвется на задания.

В мае 44-го Экзюпери добивается разрешения на пять вылетов. Совершив их, настаивает на дополнительных и совершает еще три.

Он понимал, как понимали это и другие, что ему уже сложно управляться с новыми скоростными машинами. Однако он добивается разрешения на еще один полет, который должен был состояться 31-го июля. В 8:45 его самолет улетел навсегда…

Находка рыбаков

Каких только не было предположений о произошедшем с Сент-Экзюпери. Кто-то говорил, что он был расстрелян после пыток, попав в плен к хорватским усташам. Другие же утверждали, что видели его не то в Южной Америке, не то на Тихоокеанских островах. Иные выдвигали версию о самоубийстве впавшего в депрессию писателя.

Более правдоподобным было либо крушение самолета в горах, либо атака немецких самолетов. Но доказательств, которые могли подтвердить какую-либо версию, не было.

В сентябре 1998-го в Средиземном море, недалеко от Марселя рыбаками судна “Горизонт” среди улова был найден браслет с гравировкой “Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock inc. — 386 4th Ave N.Y. Citi — USA”. Имя жены Экзюпери было Консуэла, а адрес являлся их нью-йоркским адресом.

В 2000-м году водолазом Люком Ванрелем был обнаружен самолет на дне в том самом районе, где был найден браслет.

Однако только осенью 2003-го было разрешено проведение поисковых работ. Бортовой номер поднятых фрагментов самолета соответствовал данным военных архивов, из которых следовало, что это был самолет, который пилотировал Сент-Экзюпери.

Останков писателя найдено не было, что вполне логично, если учесть, сколько десятилетий минуло. Все что осталось от Экзюпери — это браслет.

Смерть от руки поклонника

Однако обстоятельства гибели писателя все еще оставались загадкой.

В 2008-м году исследователями были изучены архивы для того, чтобы узнать, кто из немецких летчиков находился в районе гибели Сент-Экзюпери.

Позвонив Хорсту Рипперу, они услышали от 88-летнего бывшего немецкого пилота признание о том, что это он сбил писателя.

Риппер рассказал, что в тот день он, управляя “Мессершмиттом-109” атаковал французский самолет и своими глазами видел, как тот упал в море.

А к вечеру того же дня из радиоперехвата Риппер услышал о том, что исчез самолет Экзюпери, и догадался, кого он сбил. Для него это стало трагедией — он очень любил произведения Экзюпери. Если бы только он знал, кто находится в кабине самолета, то не стал бы стрелять.