Разница образования в царской России и при Советской власти

Глядя на баталии сторонников стaлинизма с различными приверженцами власовцев, можно наблюдать необъективную точку зрения оппонентов. Вместо непредвзятого исторического анализа спорящие стороны восхваляют один исторический период, поливая гpязью другой. Особенно часто предметом спора становится период правления Николая II.

В действительности, во время царствования Николая II был отмечен грандиозный рост во всех сферах жизнедеятельности государства. Это было признано даже советским руководством, в особенности достижения 1913 года. И вот здесь то, на фоне необычайного развития, как раз неясна быстротечность краха Российской монархии.

А дело в том, что император получил в наследство страну с большей частью безграмотного населения, с крестьянами, живущими в условиях чуть ли не первобытного общества. И вот именно это феодальное загнивающее устройство государства не выдержало нарастающего прогресса. Новый век требовал модернизации и реформ в обществе, а Николай II, как и большинство его предков, действовал согласно принципу “шаг вперед, два назад”, что и стало причиной революции. Он был хорошим правителем. Совпади его правление с началом XIX века, он был бы достаточно прогрессивным государем, но от своего времени монарх уже отстал.

Как же обстояли дела с образованием при Николае II? Согласно статистическим данным на 1914 год, если верить “Справочнику патриота”, количество начальных школ по сравнению с 1896 годом выросло с 78 тысяч до 119,4 тысячи, гимназий в сравнении с 1892 годом — с 239 до 2300. Учеников стало 9,7 миллионов с 3,8 миллионов в 1896 году. Увеличилось и число учителей до 280 тысяч (1896 год — 114 тысяч). Количество студентов возросло до 127 тысяч, когда в 1890 году их было всего 12,5 тысяч.

Таким образом, во время правления Николая II количество грамотных людей в государстве возросло.
Увеличилось и число выпущенных книг.

В чем же тогда дело? А в том, что есть понятие “грамотность”, а есть “образование”. Школы, открытые в царской России, давали начальное обучение, получая которое, человек знал грамоту, арифметику, Библию. Но для ХХ века этого было мало.

В век научного прогресса нужны были люди высокообразованные, способные совершать открытия, творить, создавать новое. А для этого нужны были знания гораздо большие, чем те, которые давались за три года в церковно-приходской школе.

На 1914 год среднее образование получали всего 0,8 миллиона человек, остальные получали только начальное образование. Если учесть, что население страны на тот момент составляло около 178 миллионов, то положение дел, конечно, было плачевным.

Надо сказать, что школы располагались в хороших, специально оборудованных зданиях. Финансирование образования росло с каждым годом. Но спасти сложившуюся ситуацию могло только повсеместное среднее образование.

В США к середине XIX века большая часть детей обучалась в бесплатных школах, схожих с советскими семилетками. В этом и причина того, почему Америка в ХХ веке находилась впереди в плане научно-технического прогресса, а Россия плелась в последних рядах вместе со своим безграмотным крестьянством.

С наступлением Советской власти положение вещей начало резко меняться. Уже к 1927 году количество людей, получающих среднее образование увеличилось с 0,8 миллионов до 3-х. К 1940 году помимо увеличения средних и семилетних школ, возможность получать образование появилась и у детей с различными отклонениями — для них были открыты специальные школы. При царе тоже были подобные школы, но дальше паперти эти дети впоследствии никуда не двигались.

Резко увеличилось после революции и число ВУЗов и техникумов. Стране были нужны грамотные специалисты, и ее руководство делало для этого все возможное.

Что же касается национальных окраин, то если Романовы занимались образованием только финнов, поляков и прибалтов, то в СССР этому вопросу уделялось значительное внимание. Результаты впечатляли — к 1940 году число образованных людей, например, в Узбекистане, возросло в 75 раз.

Получается, что и в царской России, и в Советском Союзе успехи в области образования были достигнуты.

Но, если Николай II преуспел в количестве, то большевики добились качества в улучшении образования. Царское правительство не понимало плюсов и перспектив, которые открылись бы в стране с высокообразованным культурным населением. Предлагаемое же им образование не давало возможности выбраться из низов общества, предоставляя народу трудиться, славить царя-батюшку, ну и, конечно смиренно принимать существующее положение вещей.

Получается, что Российская Империя собственными усилиями помогла собственному свержению. Читая агитационные листовки, человек, обученный грамоте, но не знающий основ политики и истории, верил тому, что там написано, не зная, какие последствия это за собой может повлечь. И именно эти люди помогли совершить революцию в надежде на улучшение жизни.

Если бы Николай II вовремя понял всю серьезность момента и необходимость применения радикальных мер, то, вполне возможно, что сохранил бы монархию.

Придя к власти, большевики уничтожили существовавшее социальное неравенство, предоставив большей части населения улучшить свою жизнь.