“Русское чудо” Ту-104. О чем сказал летчик Кузнецов перед смeртью

“Русским чудом” назвали на Западе первый советский реактивный авиалайнер.

В 1958 году на всемирной выставке “ЭКСПО-58” советский лайнер получил первый приз. Но никто из посетителей выставки, стремящихся посмотреть на “русское чудо” не догадывались, что в машине далеко не все идеально.

15-го августа 1958 года самолет Ту-104 с бортовым номером 5442 направляется по маршруту Хабаровск-Иркутск. В салоне слышится мирный звук турбин, некоторые из пассажиров пытаются вздремнуть. Неожиданно самолет как-будто что-то сильно ударяет вниз, и он в течении нескольких секунд поднимается на высоту 12 тысяч метров. Внизу на земле ничего неизвестно. Сообщений от пилотов не поступало…

Место крушения являло собой страшную картину. Погибшие были разбросаны в радиусе 2-х километров. Причина катастрофы так и осталась невыясненной. В итоге была принята версия — экипаж не справился с управлением.

Пока специалисты спорят, Ту-104 все так же подбрасывает. Это стали называть “подхват”. Картина “подхвата” такова: машина по какой-то причине взмывает вверх, после этого закручивается в штопор и резко падает вниз. Для выяснения причин, принимается решение снова начать тестирование авиалайнеров, при этом продолжая его эксплуатацию.

Гарольд Кузнецов, принимая участие в полетах, доказывает, что причина в недостаточном руле высоты, которого недостаточно, чтобы выйти машине из рокового режима. Его доводы в общей суете не слышат. Ведь на карте сейчас престиж страны.

В условиях текущей гонки между странами, государству, запустившему первый в мире реактивный пассажирский самолет не пристало признаваться в собственной неудаче.

“Первый в мире” будет написано во всех энциклопедиях Советского Союза. Но это не является правдой. В действительности первым взлетел не Советский Союз.

В 1949 году с аэропорта Хэтфилд взлетел первый английский реактивный лайнер. Он получил название “Комета”. С 1952 года лайнер начинает совершать полеты в Африку. Но последующие крушения вынуждают Великобританию прервать рейсы. Специалисты озадачены происходящими авариями. Через несколько часов после взлета машины попросту взрываются как бомбы. Установить причины невозможно, так как все крушения случаются над морем.

У СССР появляется возможность оказаться впереди Запада. Конструктор Туполев выдвигает предложение о работе над созданием пассажирского реактивного самолета. Сталин не одобряет проект. Но Туполев настроен решительно. И в 1953 году после смерти Сталина получает разрешение ЦК.

Три первых самолета изготавливаются вместе с цехом, где их же и собирают. Машина создается на основе бомбардировщика Ту-16, что позволяет снизить затраты на нее и сократить время строительства.

Перед первым официальным визитом в Великобританию Булганина и Хрущева в 1956 году генсек приказывает совершить полет делегации Советского Союза на Ту-104. С большим трудом получается убедить Хрущева отказаться от полета на самолете, не полностью прошедшим испытания. Но он все же дал распоряжение, чтобы все три самолета присутствовали на аэродроме в Лондоне. Реактивные лайнеры, несомненно произвели неизгладимое впечатление на англичан и вернулись в родную страну победителями.

Через два года лайнер был представлен в Брюсселе. Вернувшись на Родину представлявший его Кузнецов арестован КГБ. Причина ареста довольно абсурдна. Перед полетом в Бельгию лайнер демонстрировали руководству страны. При развороте самолета у члена ЦК Шипилова ветром сдуло головной убор.

Кузнецова лишают должности на полгода. В октябре 58-го ему возвращают право быть командиром экипажа. В 35 лет он в одиночку воспитывает маленькую дочь. У него много друзей, которые зовут его “мушкетером”.

В конце 60-х советскому зрителю демонстрируется кинолента “Еще раз про любовь”. По сей день среди летчиков бытует мнение, что прообразами героев стали Гарольд Кузнецов и бортпроводница, пришедшая в его экипаж в 1957 году Алла Маклакова. Влюбленный с первого взгляда Гарольд пытается ухаживать за девушкой. Алла же не говорит их отношениям ни “да”, ни “нет”.

Кузнецов пользовался всеобщей симпатией. Высокий, умный, красивый, разведенный был мечтой многих стюардесс. Но его мечтой была Алла Маклакова. Несколько раз Гарольд пытался начать серьезный разговор, но девушка все переводит в шутку.

Тем временем, испытания самолета продолжаются. Но причину, приводящую к катастрофам так и не получается обнаружить. Гарольд Кузнецов, имеющий к концу 58-го года более тысячи часов полетов на Ту-104, все еще старается доказать, что причины нужно искать в управлении машины.

Ту-104, несмотря на некоторые опасения пассажиров, тем не менее пользуется популярностью как среди пассажиров, так и пилотов, мечтающих управлять подобным самолетом. Ту-104, выражаясь современным языком, становится брендом страны.

Сервис, устройство салона, меню вызывали желание у советских граждан летать только на Ту-104. Кстати говоря, дизайн салона и меню создавала супруга Туполева.

В 1956 года во время антикоммунистического восстания в Будапеште Ту-104, выполняя секретную миссию, участвовал в спасении венгерских коммунистов.

Всю свою 20-летнюю летную жизнь лайнер использовался на 100 процентов. В 60-х он производил разведку местности США. В 75-м на нем испытывали авиационные ракеты. Им было установлено 26 мировых рекордов скорости и высоты. Более 100 миллионов пассажиров совершили на нем перелет. Не всем известно, но на его борту проходили тренировки космонавтов в условиях невесомости. В 65-м в его салоне испытывали первый луноход.

В октябре 58-го завершается еще одни испытания самолета. В устройство внесены некоторые изменения, но причина “подхвата” до конца не устранена. Причину пояснит Гарольд Кузнецов.

Приехав во “Внуково” 15-го октября Кузнецов для уточнения своего расписания полетов, встречает Аллу Маклакову и предлагает ей стать его женой. Она обещает обдумать его предложение и ответить после рейса в Пекин. По расписанию Кузнецов не летел в Пекин. Он поменялся рейсами со своим другом Анатолием Горбачевым. Возможно причиной было его желание поскорее объясниться с Аллой. А возможно это было предчувствие своего предназначения.

17-го октября 1958 года самолет Ту-104, совершающий рейс Пекин-Москва уже пролетел большую часть пути. Но в связи с сильной туманностью в Москве земля запрещает посадку и направляет лайнер в Свердловск. Около 9-ти вечера самолет пролетает Омск. На высоте 10 тысяч метров самолет внезапно подбрасывает вверх. Машина молниеносно поднимается ввысь, разворачивается на спину и стремительно пикирует. Практически сразу ломаются приборы. Невозможно понять, где находится небо, а где земля. В салоне самолета — невесомость.

Кузнецов старается вывести машину из пике, но безрезультатно — самолет продолжает падать. Спустя 30 секунд с момента падения лайнер входит в штопор. Командир экипажа ни на мгновение не выпускает штурвал из рук. После начала падения прошло чуть больше минуты. Наконец становятся видны огни внизу. Появляется хоть какая-то ориентация. Самолет перестает вращаться. Начинает казаться, что машина снова поддается управлению. Но аппарат опять уходит в крен. Самолет резко падает.

Крушение длилось две минуты. В 21 час 30 минут с борта 42362 с земли были услышаны слова, оказавшиеся последними: “Конец. Прощайте. Передайте родным…”

В те короткие мгновения, пока длилось падение, Гарольд Кузнецов, как профессионал сообщал все происходящее с машиной. Сведения, которые он передал, не имели цены. Именно они помогли устранить причину, несущую угрозу жизням других людей.

Экипаж лайнера с бортовым номером 42362 покоится в Москве. Гарольд и Алла лежат почти рядом. Она ему так и не сообщила,что после этого рейса собиралась стать женой другого человека.

Англичане разбирались с причиной катастроф “Кометы” четыре года. Благодаря Гарольду Кузнецову проблема “подхвата” была решена за два года, установив стабилизатор под другим углом и дополнительные приборы. Заплатив своей жизнью, Кузнецов помог первому реактивному лайнеру прожить счастливую жизнь.

В 76-м в 20-ю годовщину начала пассажирской реактивной эпохи Ту-104 установили на пьедестале во Внуково.