Самые мощные вездеходы Советского Союза

Одной из двух бeд в России, как известно, являются дороги. Возможно, поэтому Советский Союз производил лучшие в мире вездеходы. В то время, когда все остальные развитые страны занимались разработкой новейшей вычислительной техники, СССР строил вездеходную технику, поставив этот вопрос рядом с разработкой космической отрасли и ракетным вoоружением.

Справедливости ради надо сказать, что некоторые образцы, которые получились у советских инженеров и сейчас достойны внимания.

ЗИЛ-4904. Шнекороторный вездеход.

Несмотря на то, что его разработка началась в 60-х годах прошлого века, первый образец был изготовлен только в 1972 г. Зато шнекоход способен преодолеть любые преграды, будь то вода, грязь, снег, болото, невзирая на глубину. Неподвластно ему только движение по асфальту — по нему он просто не сможет двигаться. Высокая проходимость обусловлена материалом корпуса (легкий стеклопластик), а также конструкцией “шнеков”, изготовленных по типу “винтов Архимеда” из высокопрочного сплава, заполненных полимерным материалом (пенопластом). Средняя скорость вездехода — 10 км/ч.

ДТ-10 “Витязь”.

Создавался для применения в районах сложного климата с экстремальными температурами. Способен преодолевать болотистые, водные, снежные поверхности, а также стены в полтора метра и ямы и рвы 4-х метровой глубины. Благодаря двухзвенной конструкции имеет возможность перевозки грузов массой до 10 тонн. Проходимость вездехода повышается благодаря работе двух гидроцилиндров высокой мощности, являющихся соединяющими элементами его звеньев. Начиная с 1977 года, благодаря своей универсальности и надежности, “Витязь” применяется и в настоящее время.

ЗИЛ-49061 “Синяя Птица”.

Засекреченный вездеход, предназначавшийся для разыскных работ приземлившихся космонавтов. В то время точное место приземления космических экипажей рассчитать было невозможно, и на случай, если это место окажется труднодоступным, был приготовлен этот спасательный автомобиль-амфибия. Имея длину в 9 метров, машина, тем не менее, способна проезжать глубокие рвы, болота, снег. При движении по воде она достигает скорости 8 км/ч. Несмотря на то, что вездеход находился в эксплуатации с 1971 г., мир о нем узнал уже в 90-е.

ЗИЛ-Э167.

Разработка этого вездехода, предназначавшегося для районов Крайнего Севера, была завершена в 1963 г. Рассчитанный на 15 пассажиров и перевозку 5 тонн груза шестиколесный великан длиной в 9 метров успешно справился со всеми испытаниями. Но в серийное производство запущен не был, заняв свое место среди музейных экспонатов.

“Харьковчанка”.

Изготовленный в 1958 г. вездеход, способный превосходно функционировать при температуре -70 и ниже, оказал неоценимую помощь в покорении вечной мерзлоты Антарктиды. При его создании большая часть агрегатных узлов была заимствована у танка Т-54. В 1975 г. была выпущена еще более успешная модель “Харьковчанка-2”.

ГАЗ-47.

Выпускался с 1954 г. Своего рода “праотец” гусеничных вездеходов. Обладающий возможностью проходить по снегам и болотам, использовался на всей территории СССР, начиная с районов Севера и заканчивая Азией.

ЗИЛ-135П “Дельфин”.

Плавающий десантно-транспортный вездеход во время испытаний был способен выдержать пятибалльный шторм, колоть льды небольшой толщины, двигаться по воде со скоростью 16,5 км/ч, а по ровной местности до 65 км/ч. Но к производству принят не был.

НАМИ-0127.

Выпущенный в 1968 г. автопоезд-грузовик был предназначен для использования при строительстве газопроводов на труднопроходимых территориях для перевозки труб. Благодаря оригинальной конструкции, повышенной мощности, наличию пневмокатков, вездеход был способен преодолевать снежные и песчаные покровы с грузом до 30 тонн, чем превосходил большинство вездеходов, производимых в те годы.

ЗИЛ-5901 ПЭУ-2.

Вездеход, предназначенный для поисков космонавтов. В силу своих размеров (длина 11 м) мог вместить спасателей, членов экипажа космического корабля и космическую капсулу. Мог проходить болота, воду, снега и пески. В наше время выставлен в музее.

ГАЗ-71.

Вездеход гусеничного типа, используемый наиболее массово. Способный работать при высоких и низких температурах и проходить по снегам и болотам, этот транспортер в современной модификации до сих пор применяются на Крайнем Севере.

Конечно, если учесть огромные территории Советского Союза, некоторые из которых были труднодоступными и малопроходимыми, разработка и производство вездеходов являлись необходимыми.