Сани из “Победы” на бескрайних просторах Севера

Стремительно развивающийся научный прогресс в ХХ веке способствовал росту грузовых и пассажирских перевозок. Путешествие, на которое раньше ушло бы несколько месяцев, могло продлиться всего несколько дней. И автомобиль занимал здесь далеко не последнее место.

Трудности передвижения в северных районах

Однако, если в центральных или европейских районах Советского Союза автомобиль был отличным средством передвижения, то для применения в Сибири и на Севере с их суровым и снежным климатом в зимний период, длившийся более полугода, он совершенно не годился. Как только земля покрывалась снежным покровом, движение в таких районах практически прекращалось, а это в свою очередь значительно замедляло процесс исследования и освоения территорий, содержащих богатые залежи природных ископаемых, что влекло убытки для государства.

Оригинальное решение

В 1957 году руководство отдает распоряжение о создании такого транспортного средства, которое было бы пригодно для использования в местности с низким температурным режимом и повышенной заснеженностью. Техника должна была обеспечить возможность перевозки людей и грузов в места, которые недоступны иным видам транспорта.

Сотрудники Конструкторского бюро, учитывая сжатые сроки, которые были выделены для создания подобного транспорта, решили сократить процесс разработки и использовать некоторые детали из уже имеющихся.

Для кузова отлично подошел культовый автомобиль ГАЗ-20 “Победа”.

Колеса были заменены четырьмя лыжными полостями, которые превращали авто в сани. Однако, проблема с мотором, который должен был обеспечить передвижение по морозным, покрытым снегами просторам все еще оставалась. И в этой ситуации советские конструкторы нашли оригинальное и оптимальное решение. К верхней части кузова была прикреплена турбина от самолета Як-12.

С пользой для дела

Изобретенная спецмашина могла развивать скорость до 40 км/ч, что конечно существенно уступало скорости обычных автомобилей. Но теперь стало возможным попасть в труднодоступные уголки советской страны, освоение и заселение которых ускорилось. А те поселки, которые зимой были практически лишены средств сообщения, получили регулярные маршруты.

Воздушные сани успешно выполнили возложенную на них задачу. Но шло время, прогресс не стоял на месте, поэтому “Победу” заменили более новые разработки. Но и по сей день ее можно считать памятником гению советских инженеров.