Сбежавший на истребителе

6 сентября 1976 года около семи утра советский летчик-инструктор Виктор Беленко совершил вылет с аэродрома Соколовка, а через несколько часов приземлился в аэропорту на острове Хоккайдо.

Причины побега

В ходе расследования выяснилось, что Беленко выражал недовольства условиями жизни летчиков, ненормированным рабочим днем, регулярными отменами законных выходных.
В США Виктор Беленко давал интервью, из отрывков которого следует, что он, как человек практичный, усомнился в советской пропаганде, рассказывающей о том, как в Америке все плохо, как она скоро сгниет и развалится.

У него в голове возникала масса вопросов: например, как страна, которая почти развалилась, смогла высадить человека на Луне? Другими словами, Беленко был человеком, который не поддавался стадному рефлексу, а думал и пытался трезво смотреть на реальные факты.

Как же удалось сбежать

Беленко совершал вылет на засекреченном перехватчике МиГ-25. Его задачей было выполнить учебное задание в полете.

В воздухе его сопровождал напарник.

На определенном этапе Беленко смог “уйти” от напарника и снизить высоту полёта до 30 метров, с целью быть незамеченным советскими и японскими радарами. Когда ему уже удалось углубиться в пространство японского государства, он снова взял высоту в шесть тысяч метров, после чего сразу же был замечен японскими средствами противовоздушной обороны.

Попытки связаться с нарушителем границы японцам не удалось, т.к. рация в самолете не была настроена на нужную волну, поэтому была поднята авиация для перехвата перебежчика. Однако Беленко, снизив высоту, вновь пропал из поля зрения радаров.

Из-за недостаточного количества топлива, ему пришлось совершить экстренную посадку в аэропорту острова Хоккайдо. Взлетной полосы, которая оказалась недостаточно длинной, не хватило, и МиГ-25, выехав за ее торец, “пропахал” десятки метров грунта и остановился в дальнем конце летного поля.

По прибытии

Выбравшись из кабины, Беленко дважды выстрелил в воздух и заявил о желании сдаться. Аэропорт наполнили представители разведки. Японская сторона пребывала в небольшой растерянности — им раньше не доводилось “встречать” в аэропорту перебежчиков в сопровождении секретных боевых машин. Они просто не могли прийти в себя от такого везения.

Самолет разобрали для подробного изучения технических характеристик, затем частично собрали и вернули в СССР, предоставив счет в 40 тыс. долларов за транспортировку авиамашины и испорченный аэропорт. Союз счет не оплатил.

Беленко в Россию больше не вернулся. Он попросил политубежища и его переправили в Штаты, где он получил американское гражданство.

Беленко планировал, пользуясь своим опытом, предоставить таким же летчикам информацию о координатах японских аэродромов, инструкцию, благодаря хитрости которой, они смогли бы обойти все советские радары, и ряд других технических напутствий от человека, которому удалось бежать.

Однако, из-за нежелания принимать у себя большой наплыв советских перебежчиков, США отказали Беленко в прямых эфирах.