Серафима Амосова, комэск «ночных вeдьм» и легендарная летчица

Под покровом ночи в вoенном небе появлялись маленькие самолеты, приближение которых выдавал лишь тихий шум мотора, схожий со звуком метущей метлы. «Ночные вeдьмы» — мелькала мысль в голове каждого немца, и гитлeровцы начинали пaниковать. Эти советские девушки-летчицы нанесли врaгу существенный урoн, они успешно выполняли задания по бoмбардировке, доставке грузов Красной aрмии и разведке, а одной из их командиров была опытная летчица Серафима Амосова.

Путь к мечте

Родилась Сима в Сибири в 1914-м году, в семье сотрудника железной дороги. Как и все, она ходила в школу и занималась в местной самодеятельности, играя на муз. инструменте. После 7-го класса, девушка решила попытать удачу в городе и отправилась в Красноярск. Здесь она начала осваивать профессию токаря, а в свободное от учебы время вместе с подругами ходила в турпоходы.

Однажды девушки остановились у подножия высокой скалы. Стали горячо обсуждать, кто из них смог бы взобраться на самую вершину. «Если хорошо тренироваться и тщательно подготовиться, это можно осуществить», — подумала Амосова.

Она оказалась права, через время подругам удалось покорить вершину. А Серафима, пораженная открывшимся видом, твердо решила научиться управлять самолетом.

Верная своей мечте, Амосова поступила в планерную школу и успешно ее закончила. Правда, во время завершающего дня обучения планер девушки потерпел крушение. К счастью, Серафима выжила, и после лечения была направлена в авиационную школу в Тамбове.

В 1936-м Амосова получила специальность пилота и начала регулярно совершать гражданские рейсы по маршруту Москва-Иркутск, любуясь с неба красотой своей родины.

Летчица в годы войны

Когда в мирную жизнь ворвалась война, при многих ведомствах Гражданского флота открыли авиагруппы, куда направляли молодых солдат для прохождения летной подготовки. Их обучением занималась и Амосова, к тому времени уже опытный пилот.

Девушка стремилась на фронт. Но ей отказывали, мотивируя это пользой, которую она принесет в качестве инструктора. На третий раз прошение летчицы удовлетворили и направили ее к создательнице женских авиаполков Марине Расковой.

После доп. боевой подготовки 28-летнюю Серафиму назначили командующей первой эскадрильей в женском полку Е. Бершанской и выделили маленький «кукурузник».

Боевые заслуги

Сами летчики признавали высокую уязвимость ПО-2, на которых летали «ночные ведьмы». Тем не менее, этим храбрым девушкам удавалось успешно выполнять боевые задачи. Сама Амосова за годы ВОВ совершила более 550 вылетов, большая часть которых пришлась на дневное время.

Еще в самом начале войны она лично проверила летные способности своих подчиненных, а потом одной из первых отправилась на выполнение боевой задачи. Серафима отличалась невозмутимым стойким характером. Она никогда не кричала, всегда была максимально сконцентрирована и рассудительна.

Будучи опытным инструктором, Серафима постоянно тренировала и учила летчиц пилотированию в сложных погодных условиях и в ночное время, и при этом отличалась человечностью и душевной добротой.

Вскоре о выучке 28-летнего командира заговорили все в полку. Амосова помогла многим девушкам выжить в нелегкое военное время, научив виртуозно управлять своими маленькими уязвимыми «кукурузниками». За годы войны летчицу отметили множеством наград и орденов.

Жизнь после войны

После Победы полк Серафимы расформировали. Дослужившись до звания гвардии майора, она вернулась к мирной жизни, вышла замуж за авиатора – Героя И. Тараненко и родила ему троих сыновей.

Какое-то время Серафима Тарасовна редактировала устный журнал «Боевая подруга», а затем возглавила Совет ветеранов. В 1992-м легендарной летчицы и «ночной ведьмы» не стало. Ее с почестями похоронили в столице нашей родины.