Скульптура или карикатура? Памятник императору России

У входа в Мраморный дворец в прекрасном городе Санкт-Петербурге стоит памятник императору Александру III, правителю, вошедшим в историю России как “Миротворец”. Во время его царствования (1881 — 1894 г.г.) в стране царил мир и процветание. За это императора увековечили, установив памятник.

Вскоре после смерти императора (1894 г.) с инициативой создания ему памятника выступила Петербургская дума. Концепция была предложена сыну покойного государя императору Николаю II. После его одобрения был начат сбор пожертвований на сооружение изваяния.

В ноябре 1899 года объявили конкурс на лучший эскиз памятника. Конкурсной комиссией руководил С. Ю. Витте. В нем участвовали талантливейшие зодчии и скульпторы того времени. Водружение памятника решили приурочить к окончанию строительства Транссибирской магистрали, начатого при жизни Александра III. Именно поэтому местом установки скульптуры стала Знаменская площадь, на которой до сих пор находится Московский железнодорожный вокзал (в то время Николаевский вокзал).

В 1900 г. был проведен первый этап конкурса. Образцы памятников отбирались членами царской семьи. Макет Паоло Трубецкого понравился императору больше других. Однако на этом этапе никто не победил. Поэтому в ближайшем времени объявили о следующем этапе. Модель памятника Трубецкого, не прошедшая конкурс, однако сохранилась, и находится в Русском музее.

Трубецкой

В следующий раз князь Трубецкой выдвинул другой вариант — статую императора на коне. Началось обсуждение оформления постамента. Князь предлагал выполнить его в виде скалы, а Ф.О. Шехтель предложил прямоугольный пьедестал, отделанный барельефами с различными историческими эпизодами. Приняли вариант Шехтеля.

Весной 1900 г. начались работы по возведению монумента. Для оценки того, будет ли памятник гармонично смотреться, на Знаменскую площадь поставили макет монумента из дерева.
Затем был создан гипсовый образец. Его осматривали император с князем Владимиром Александровичем.

Первоначально Владимир Александрович был не в восторге, он обозвал проект скульптора «карикатурой на его брата». Но Трубецкой не придал этому значения. Скульптор Трубецкой, по отзывам современников, имел очень тяжелый нрав. В процессе работы князь не единожды требовал повышения гонорара. По его просьбе был выстроен мастерская-павильон из стекла и железа для удобной работы. Бытовало мнение, что такая манера себя вести Трубецкому прощалось, потому, что его замысел очень понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Изготовление памятника продолжалась не один год. Трубецкой неоднократно переделывал проекты пьедестала. Не один раз претерпел изменения и проект монумента. В конечном итоге скульптура императора в окончательном варианте стала массивнее, чем в первоначальном.

Чтобы решить, в какую сторону должен стоять памятник лицом, установили вращающийся макет. Лучший просмотр открывался с площади, поэтому монумент повернули к вокзалу.

Моделью для скульптуры был фельдфебель П. Пустов. Впоследствии он рассказывал, как проходил выбор кандидатуры: «Долго князь не мог найти соответствующего человека. Все полки объездил. Наконец, отобрали несколько человек и затеяли осмотр, на который прибыли граф Витте, князь Голицын и князь Трубецкой. Мы примеряли мундир императора. Мне мундир подошел по размеру.

Князь Трубецкой обрадовался и приказал сесть на коня. Я служил в пехоте, и сообщил, что на лошади ездить не умею. Граф приказал садиться. Мне назначили жалованье 90 рублей в месяц. 50 рублей давали на руки, а 40 оставляли для гарантии, что я не сбегу до завершения работы».

Памятник значительно разнился с другими царскими изваяниями. Мастер был далек от тенденции к помпезности. Мощная фигура Александра III изображена в простоватой одежде. Он грузно сидел на тяжелом коне. Все это отличалось от общепринятых образов императоров.

5 июня 1909 года монумент был освящен и торжественно открыт.

Отношение к памятнику было неоднозначным. Творению мастера давались противоречивые оценки. О работе скульптора сочиняли юмористические стихи.

Трубецкой же, считал, что в своем произведении он воплотил все, что хотел: великую русскую силу в образе Александра III. Действительно, император предстал перед народом в образе этакого богатыря. Князь при создании статуи придерживался реальности — Александр III обладал высоким ростом и со временем начал набирать вес. В одежде он предпочитал простоту, головные уборы с козырьками на любил. Не зря же Мария Федоровна нашла удивительное сходство скульптуры с оригиналом.

В 1937 году памятник и убрали с площади и поместили в хранилище Русского музея. Только в 1994 году память о государе была возвращен Петербургу.

На настоящий момент снова встал вопрос об увековечении памяти русского императора. Проведен конкурс эскизов памятника, концепцией которого стал эскиз Паоло Трубецкого не прошедшая отбор. Новый памятник намерены установить в Петергофе , где Александр III часто проводил время.