Советские самолеты, созданные зaключенными ГУЛАГа

В 20-е годы прошлого века в Союзе начали применять необычную форму реализации конструкторских и исследовательских проектов. Ведущих специалистов арeстовывали, а вместо лагерей предлагали им работать в разных отраслях промышленности, в первую очередь вoенной. Благодаря этому решалось сразу несколько проблем: страна получала необходимое воoружение, не тратя средства из казны на выплату заработной платы зaключенным.

Любопытно, что арестовывали не только ведущего специалиста, но и коллег, в помощи которых он нуждался. Так произошло и с авиаконструктором Д. Григоровичем. В 1928-м его задержали и приговорили к 10 годам лишения свободы, а в 1929-м предложили ему назвать самых опытных инженеров, способных выполнить важное задание.

В итоге все люди, указанные в списке Григоровича, были арестованы и направлены в организацию ЦКБ-39, именуемую в народе «шарашка». Именно там были созданы истребители И-5, ДИ-3, штурмовики ТШ и многие другие самолеты.

Конструкторы из ГУЛАГа

К 1931-му многих заключенных «шарашек» выпустили на свободу, но об этом опыте не забыли. В начале 1938-го в подмосковной колонии начали собирать узников ГУЛАГа, имеющих отношение к авиационной промышленности. А в 1939-м создали Особое техническое бюро и ЦКБ-29, входящее в его состав.

Условия здесь были гораздо лучше, чем в лагерях. Однако конструкторов тщательно охраняли.

Через время ЦКБ переместили в столицу и сформировали при нем 4 бригады. Первая группа, которой руководил конструктор В. Петляков, работала над созданием истребителя высотного типа ВИ-100.

Вторая, во главе с В. Мясищевым, конструировала высотный бомбардировщик ДБВ-102.

Третья под руководством А. Туполева разрабатывала пикирующий бомбардировщик «103», который в итоге переработали в легендарный фронтовой самолет «Ту-2». Последней бригадой руководил Д. Томашевич. Его подчиненные занимались созданием истребителя «И-110», который так и не приняли на вооружение.

Роберт Бартини

Трудился в ЦКБ-29 и выдающийся итальянский конструктор Роберт Бартини. До своего ареста он успел создать самолет «Сталь-6», истребитель «Сталь-8» и пассажирскую летательную машину «Сталь-7». В 1938-м его задержали и обвинили в связях с врагом народа и шпионаже в пользу итальянского президента.

В ЦКБ-29 Бартини проработал до 1946-го. Он создал несколько проектов самолетов и истребителей, а также переделал свой пассажирский самолет в истребитель, который позже получил название Ер-2.
Учреждение, в котором работали зэки – авиаконструкторы расформировали в годы войны. Многие из них после освобождения смогли стать известными в стране и мире создателями крылатых машин.