Советский автомобиль ЗИС-112 «Циклоп»

ЗИС – 112, прозванный «Циклопом», был очень красив, но длинная база, большой вес и недостаточная маневренность не позволяли показывать хорошие результаты на гоночных трассах.

В 1951-м дебютировал ЗИС-112 с авангардным кузовом дизайнера Валентина Росткова. Футуристический двухместный ЗИС с металлическим съемным колпаком над салоном и единственной фарой, венчающей круглую облицовку радиатора, окрасили в белый и синий цвета. Они и стали традиционными для заводской команды.

Сначала ЗИС-112 (на заводе машину называли «одноглазка» или «циклоп») оснастили серийным 140-сильным восьмицилиндровым мотором ЗИС-110.

Затем конструкторы под руководством Василия Федоровича Родионова создали экспериментальный двигатель с верхними впускными клапанами и нижними выпускными. Мотор мощностью 182 л. с. разгонял автомобиль до 204 км/ч.

* Черно-белые фотографии — из коллекции «За рулем»

Огромный, длиной почти 6 м, ЗИС-112 выходил на старт линейных гонок на Минском шоссе. Совсем скоро гонщикам и конструкторам стало ясно: эта машина даже для таких соревнований не подходит. По инициативе Курбатова ЗИС-112 укоротили на 600 мм. Снижением массы и изменением главной пары удалось поднять «максималку» до 210 км/ч. Но и эта версия гонщиков не устраивала. Особенно после 1955 года, когда чемпионаты СССР начали проводить на кольцевой трассе в Минске. Кольцо, правда, было весьма своеобразным: два шоссе соединили поперечными дорогами, создав круг длиной 42 км — едва ли не самый длинный «автодром» в мире! Тем не менее здесь требовались более маневренные машины, нежели на трассах линейных гонок.

Всего можно выделить шесть разных вариантов этого автомобиля:

два варианта купе с длинной базой

два варианта родстера с длинной базой

два варианта родстера с короткой базой, меньше на 60 см

Автор фото Сергей Васин, 1956.

«Циклоп» был очень красив, но длинная база, большой вес и плохая маневренность не позволяли показывать хорошие результаты на гоночных трассах. Поэтому на заводе приступили к созданию новых, уже исключительно гоночных машин. Так появились ЗИС-112/2, ЗИЛ-112/3, 112/4, 112/5, 112/6 и 112С. Но это уже совсем другая история.

Дизайнера Валентина Росткова вдохновил знаменитый прототип «Бьюик-Ле Сейбр». В США его называли «автомобиль-мечта».

Модель 1:43

В 2009 году фирма DiP Models поставила перед собой цель создать модель самого первого варианта ЗИС-112, образца 1951 года. Сделать это оказалось непросто. Несмотря на определенную известность, в основном за счет рисунка Александра Захарова из журнала «За рулем», сохранилось не так уж много архивных фотографий ЗИС-112, особенно первоначального варианта.

Легендарный рисунок Захарова, из коллекции «За Рулем».

Более того, казалось, что совершенно отсутствуют фотографии этой машины сзади, без которых правильную модель сделать было невозможно.

Правда, вскоре удача улыбнулась создателям. Оказалось, что в Германии была издана книга Н. Александрова «Dem Silber auf der Spur» о советском автомотоспорте, в которой нашлись искомые фотографии. А дальше информация стала прибывать со скоростью наводнения – появилась возможность просмотреть фотографии из архива гонщика Бориса Курбатова, где данный автомобиль был сфотографирован со всех сторон, и ознакомиться с заводской документацией на ЗИС-112, любезно предоставленной Владимиром Киреевым. Из-за постоянно прибывающей уточняющей информации мастер-модель на ЗИС-112 пришлось переделывать целых 6 раз! В результате усердного поиска и подбора материалов удалось создать весьма достоверную модель ЗИС-112.

Источник