Таривердиев: композитор, который любил жизнь, а она отвечала ему взаимностью

Так уж вышло, что на протяжении всей жизни популярного композитора происходили удивительные события и встречи. Многие считали, что родился Таривердиев под счастливой звездой, что неудивительно. Его музыка не подпадала под какой-то определенный жанр, но ее узнавали и любили обычные люди.

Композитор принял участие в работе над более 130 кинокартинами, написал около 100 романсов, стал автором 9 балетов и опер. За свою жизнь Таривердиев был отмечен 18 международными премиями, в том числе в США и Японии. Его музыка, написанная к фильмам «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы», до сих остается любимой миллионами зрителей.

Разносторонний человек

Хотя всесоюзная слава и признание творчества пришли к Таривердиеву только в 30-летнем возрасте, уже в 13-лет он создал первый балет. А в студенческие годы написал музыку, которую играли на концерте вместе с произведениями легендарного Прокофьева.

Но в жизни композитора существовала не только музыка. В юности ему нравилось заниматься спортом: боксом, велоспортом, водными лыжами. Он даже являлся членом грузинской сборной по плаванию.

Особую страсть Таривердиев питал к фотографии и везде носил с собой фотоаппарат. Порой, это увлечение даже мешало ему в обучении. А учился Микаэл в Гнесинке у самого Хачатуряна.

Сам композитор признавался: музыка – это лишь часть его в жизни, идущая параллельно со многими другими важными аспектами.

Рыцарь и деспот в разных жизненных ситуациях

Бывали в жизни Микаэла и неприятные истории, да и завистников имелось немало. Однажды неизвестные попытались обвинить его в плагиате, сообщив, что Таривердиев незаконно позаимствовал музыку у французского композитора.

В другой раз кинематографический совет не пожелал использовать музыку композитора в «Иронии судьбы» и только просьбы Рязанова смягчили руководство. А потом, за работу над этим фильмом Микаэл Леонович получил заслуженную Госпремию.

Однажды за рулем его автомобиля находилась Л. Максакова, когда под колеса машины попал пешеход.

Отчаянно влюбленный в свою спутницу, Таривердиев, недолго думая, сел за руль и признал себя виновным в случившемся. Несколько лет он находился под следствием, пока его не осудили на два года.

Максакова покинула Таривердиева за день до суда, уехав отдыхать вместе с друзьями, а этот случай включил в свой фильм «Вокзал для двоих» Эльдар Рязанов.

Любопытно, что Таривердиев не любил отмечать дни рождения и юбилеи, как это делают многие известные люди. Для него ценнее было провести праздничный день в кругу нескольких самых близких друзей.

Композитор ценил классику и был рьяным противником пошлой эстрады. Он нередко писал статьи, обличающие современную поп-музыку. В личном творчестве Таривердиев был очень требовательным, иногда даже признавал свою деспотичность. Он конфликтовал со многими исполнителями, если их мировоззрение не совпадало с его внутренними ощущениями.

Постоянный поиск себя

Таривердиев пребывал в постоянном развитии, не боялся экспериментировать и пробовать что-то новое. В последние годы жизни он обратил пристальное внимание на инструментальную музыку, и даже открыл иное третье направление.

Жизнь композитора внезапно оборвалась в 64 года. Он умер от сердечного приступа. А спустя год, вышла в свет книга «Я просто живу», где он поделился с читателями своими мыслями, чувствами и приоткрыл тайные уголки своей души.