Утoнувший док в Мурманске: кто виноват и что делать?

Пришла бeда откуда не ждали. Ночью 29 октября 2018 года во время проведения работ по ремонту авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» затонул плавучий док ПД-50, крупнейший в России. Мы разобрались, как такое могло произойти, что теперь будет и насколько велика эта потеря.

Что такое плавучий док

Время от времени любой корабль нужно обслуживать и ремонтировать, причём некоторые работы невозможно провести, пока он находится в воде. Проверить подводную часть, очистить её от ракушек и прочих морских организмов, подлатать. Издавна для подобных работ корабль вытаскивали на берег. Однако времена шли, корабли росли в размерах, и были придуманы такие сооружения, как плавучие доки.

Плавучий док, или плавдок, имеет в основе понтон (большую плавучую платформу, разделённую на отсеки) со стенками. Больше всего он напоминает ящик без крышки и нескольких стенок. В ремонтных доках используется различное оборудование — краны для погрузки-выгрузки, сварочные аппараты.

В балластные цистерны понтона подаётся вода, и док самозатапливается до нужного уровня. Сверху подходит корабль и при помощи ДОУ (доковых опорных устройств — специальных вставок по форме корабельного днища) крепится к топ-палубе (верхней части) дока. Затем насосы начинают откачивать воду из балластных цистерн, док всплывает, и корабль оказывается над водой в максимально удобном для ремонта виде.

«Адмирал Кузнецов» в доке ПД-50 в 2011 году

Что произошло с ПД-50?

ПД-50 был самым большим плавучим доком в России. Есть в мире и посерьёзнее конструкции, но для нашей страны эта была крупнейшей. Построили ПД-50 в 1980 году в Швеции на верфи «Готаверкен Арендал» по заказу ВМФ СССР. Размеры дока поражают — длина 330 м, ширина 67 м, грузоподъёмность 80 тысяч тонн. Только этот док мог принимать на ремонт крупнейшие действующие корабли российских военно-морских сил: авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Корабли поменьше в этот док загоняли сразу по два, для экономии времени.

Стоит отметить, что ПД-50 — один из наиболее удобных и загруженных ремонтными работами плавучих доков Северного флота. Без работы он не стоял никогда, и за находящимся в нём сейчас «Адмиралом Кузнецовым» тянется серьёзная очередь из других кораблей, требующих ремонта.

Вчера во время проведения ремонтных работ произошли перебои в подаче электричества. Как рассказал представитель центра судоремонтных работ «Звёздочка» Евгений Гладышев: «В ходе операции по спуску „Адмирала Кузнецова“ на воду произошёл скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы и произошло нерасчётное погружение дока в воду». Во время затопления со стенок дока сорвало два крана, один из которых так и остался на палубе авианесущего крейсера.

Четыре человека пострадали, один числится пропавшим без вести. «Адмирал Кузнецов» вроде как отделался лёгким испугом, его сейчас буксируют на 35-й судоремонтный завод. Там проверят, уберут нештатный кран с палубы и, вероятно, отправят служить дальше.

Что будет дальше?

С доком хуже. Его надо поднимать, а как это делать — пока непонятно. Получится ли запустить ушедшие на дно насосы, чтобы откачать воду и вернуть утопленника на поверхность? Док очень нужен, замены ему нет. Наверняка сейчас вспомнят о недостроенном сухом доке для атомного тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск». Его начали строить в 1980-х годах, да так и не закончили. Но даже если возможность восстановить его есть, это всё равно годы работы в авральном режиме и очень большие деньги.

Случившееся в Мурманске в очередной раз показывает, что в связке коммерческих компаний (82-й судоремонтный завод принадлежит «Роснефти») и флота на Севере всё не очень здорово. Специальная комиссия выяснит, почему не работали аварийные источники электроэнергии и как вообще получилось, что перебой в подаче электричества отправил на дно сложнейшую и очень дорогую конструкцию. К слову, проблемы с ПД-50 были и раньше: в 2011 году в нём горел атомный подводный стратегический ракетоносец К-84 «Екатеринбург», уже тогда по результатам расследования стало понятно, что док не в лучшем состоянии, и с противопожарной системой у него не всё здорово.

Случается всякое, но потеря дока ПД-50 может очень сильно усложнить жизнь российских военно-морских сил. Остаётся только надеяться, что пропавшего без вести работника удастся найти, а док получится поднять в кратчайшие сроки.

Источник