Вечная память героям. Причины гuбeли подлодки “Курск”

“Всем привет. Отчаиваться не нужно” — записка обрeченного на гuбeль капитан-лейтенанта Колесникова.

С крейсера “Петр Великий” 12.08.2000 г. в 11 часов 28 минут была замечена мощная вспышка и последующий гидравлический удар в районе учений Северного флота. Особого внимания на тот момент данный факт не привлек. Спустя пять часов подводная лодка “Курск” не связалась с командованием в установленное планом время. В рядах руководства началось беспокойство. Однако никто не мог даже предположить, что начало трагедии, унесшей жизни молодых ребят уже положено.

Подводные ракетные крейсеры 949А, они же “Антеи”, были созданы в противовес американским авианосцам в 80-х годах. Огромные, имеющие габариты девятиэтажного дома, подлодки были вооружены ракетами “Гранит”.

В 1994 году на воду спустили десятый “Антей” под номером К-141, получивший название “Курск”. Подлодке пришлось нести службу в сложное для страны время, что отразилось и на ее техническом уровне, и на квалификационной подготовке экипажа.

Ремонт, произведенный летом 2000 года был выполнен со множественными несоответствиями. К моменту проведения учений команда судна не выходила в плавание около девяти месяцев.

Перед учениями “Курск” получил на вооружении торпеды “Кит”, опыта в применении которых у членов экипажа не было. К тому же никаких инструкций по эксплуатации данного типа торпед на борту не имелось.

10-го августа подводники отправились в свое последнее плавание.

12-го августа во время сеанса связи в 8:45 командир судна Геннадий Лячин доложил, что все в порядке и судно готово приступить к выполнению поставленной задачи. В 10 часов субмарина заняла исходные позиции, приготовившись к проведению учебной стрельбы.

Впоследствии по поводу произошедшего на “Курске” выдвигалось несколько версий. Но некоторую хронологию произошедшего можно воспроизвести точно. В 11:28 в первом отсеке взрывается торпеда. Находящиеся в первом и втором отсеках моряки погибают сразу же. Вследствие взрыва происходит пожар.

В момент, когда те, кто находился в третьем отсеке при попытке спастись добрались до четвертого, происходит удар судна о дно. Одновременно взрываются остальные торпеды, до которых добрался пожар.

Несущуюся по отсекам взрывную волну остановили переборки, защищающие ядерный реактор.

Выжили только члены команды, которые находились в момент взрыва в кормовых отсеках. Двадцать три человека, которым удалось выжить, перебрались в девятый отсек.

В это время командование наверху начинает проявлять признаки беспокойства. Стрельбы с лодки зафиксировано не было. А в совокупности с невыходом на связь все это начинало выглядеть подозрительным. Акустические данные, зафиксированные “Петром Великим” в 11:28, все так же остаются без внимания.

Начинают подаваться сигналы, вызывающие подлодку на поверхность. Безрезультатно. Объявление тревоги последовало только в 23:30. После чего начались поиски.

“Курск” обнаружили в 04:51. Спасатели на “Рудницком” прибываю туда только в девять утра. Сложность состояла еще и в отсутствии специальной техники, позволяющей проникнуть к судну.

Тем временем под водой доживали свои последние часы измученные подводники.

В какой-то степени составить картину происходившего в девятом отсеке помогли записи капитан-лейтенанта Колесникова. Им был составлен список выживших, описана сложившаяся обстановка. Также он написал записку для своей жены Ольги. Дмитрий понимал, что, вероятнее всего, не выживет: “Шансов, кажется, мало, 10-20 процентов.”

На борту не поддавались панике. Одев утепленные костюмы, они увеличили давление, стараясь таким образом исключить затопление.

Существовала теоретическая возможность спасения, используя аварийно-спасательный люк. Однако на практике это было практически неосуществимо.

Благодаря системе регенерации воздуха группа подводников могла бы еще выиграть достаточно много времени. Но положение дел становилось все хуже — отсек медленно заполняла вода.

Сохранились и записи капитан-лейтенанта Садиленко, из которых видно, как ужасны стали отведенные им последние моменты. Он сообщает, что все 23 человека страдают от угарного газа. Патроны с запасом кислорода заканчиваются. При попытке выхода наверх нет возможности выдержать компрессию. В конце он пишет, что протянуть они смогут не более суток.

Затем из-за неполадок устройств, обеспечивающих аварийную регенерацию воздуха вспыхнул пожар.

Огонь быстро прекратился, но при этом уничтожил весь оставшийся кислород, наполнив отсек угарным газом, убившим пытавшихся выжить моряков.

Выходит, что уже на начало проведения спасательных работ в спасении уже никто не нуждался. Но в первый же день, приняв звуки, издаваемые якорной цепью и аварийной станции лодки за сигналы изнутри, было объявлено об установлении связи с потерпевшими.

Безответственность командования вызвала возмущение всей страны.

На помощь российским спасателям 19-го августа прибыли норвежцы. Люк был вскрыт, и 21-го августа было объявлено о гибели всего экипажа.

Было обнаружено 115 тел погибших моряков.

Было начато следствие, которое не могло прийти к окончательным выводам, пока подлодка находится под водой. “Курск” удалось поднять только в 2001 году.

Было несколько версий причин произошедшей трагедии.

Одной из них являлся подрыв на мине, оставшейся со времен Второй мировой. Но повреждения, нанесенные такой миной имеют совершенно другой характер.

Более популярной были версии о столкновении с подлодкой США, либо атаки торпедой. Но и они оказались несостоятельными. Подлодки НАТО, находящиеся в тот момент в Баренцевом море были гораздо меньше, и подобное привело бы к их уничтожению.

Попадание торпедой также исключается ввиду того, что отверстие в корпусе “Курска” не соответствует отверстию, которое может оставить торпеда при поражении. К тому же частей посторонней торпеды при исследовании лодки замечено не было. Но, были найдены доказательства взрыва торпедного аппарата № 4. Получается, что трагедия произошла вследствие разрыва учебной торпеды.

Неизвестно, что послужило причиной взрыва — неисправность снаряда или неверные действия команды. Следствием был принят первый вариант.