Юрий Гагарин. Были ли у него шансы на спасение в момент гuбели

Во время тренировочного полета на самолете МиГ-15 27-го марта 1968 года пoгиб Юрий Гагарин. Вместе с ним пoгиб летчик-испытатель Владимир Серегин. Данные о расследовании произошедшего крушeния были засекречены. Официальной версией, которую озвучили советскому народу, была гuбель пилотов по причине ухода самолета в штопор после резкого маневра.

И, хотя прошло уже полувека, точные причины катастрофы неизвестны и по сей день.

Проблемы со здоровьем

По словам Николая Кузнецова, возглавлявшего в 1963-1972 г.г. Центр подготовки космонавтов, причиной гибели пилотов могло послужить плохое самочувствие Серегина.

Космонавт Виталий Жолобов рассказывал, что перед взлетом у Владимира произошел довольно эмоциональный телефонный разговор с начальством.

Вполне вероятно, что из-за этой беседы у 48-ми летнего аса ухудшилось самочувствие. Ведь он и прежде жаловался на здоровье.

Кузнецов выдвинул предположение, согласно которому Серегин, почувствовав боль в груди, расстегнул ремни безопасности. А во время виража, потеряв сознание, надавил на ручку.

Гагарин пытался исправить ситуацию. Однако он находился в передней кабине самолета, преимущество управления же находится у находящегося в задней.

Осознав безрезультатность своих действий, Гагарин не стал покидать самолет. Жолобов предполагает, что он попросту не бросил товарища. Летчик И. Качоровский и С. Белоцерковский говорили, что согласно конструкции МиГ-15, первым может катапультироваться инструктор, который на тот момент, вероятно, был без сознания.

Технические неполадки

И. Кузнецов, являвшийся сотрудником Научно-исследовательского института, комментируя показания прибора, измеряющего перепад давления, считает, что кабина самолета была разгерметизирована, вследствие чего в ней резко увеличилось давление.

Решив совершить экстренную посадку, члены экипажа снизили обороты, совершив переворот вправо. При входе в пике их ожидала моментальная гибель вследствие аэродинамического удара.

Утверждение о том, что гибель произошла еще в небе, следует из результатов медкомиссии, не нашедших в останках летчиков “гормона страха”.

При падении самолет врезался в деревья, поэтому на педали произошло давление ног пилотов, в результате чего штурвал самолета оказался в положении набора высоты. Это и создало видимость того, что летчики пытались бороться до последнего момента.

Кузнецов считает, что разгерметизация произошла из-за незакрытого до нужного положения крана вентиляции, следить за которым входило в обязанности Гагарина.

Конструктор В. Козырев выдвигал предположение о неисправном двигателе, опираясь на свидетельские показания, согласно которым в момент крушения самолета не слышно было звука.

Он предполагает, что на высоте около 1300 метров, самолет попал в облако. Попав в двигатель, поток холодного воздуха остудил его ниже отметки возгорания керосина. Пульсация топливно-воздушной смеси сорвала факел горелок. Это, в свою очередь, привело к тому, что мотор заглох в результате того, что летчики в этот момент перевели его во взлетный режим.

Действия пилота другого самолета

По убеждению космонавта Леонова, пилотируемый Гагариным и Серегиным самолет попал в воздушную струю, которая образовалась в результате того, что в их зоне пролетел еще один самолет. Поэтому МиГ свалился в штопор. А неверные метеоданные о границах облаков послужили причиной того, что летчики не успели исправить ситуацию.

Космонавт ссылался на засекреченные материалы, согласно которым недопустимое сближение произошло по вине сверхзвукового Су-15, который вылетел с аэродрома “Жуковский”. Именно из-за этого запрещенного маневра МиГ перевернулся и ушел в штопор.

Радиозонд

Во время проведения исследований места крушения были найдены не только элементы самолета, но осколки радиозонда.

В момент взлета самолета Гагарина и Серегина институтом АН СССР был запущен радиозонд, который теоретически мог повлиять на управление аппаратом. Комиссия, проводящая расследование не стала заострять на этом свое внимание. Однако запись о вероятном столкновении МиГ и зонда, который мог повредить более 50% остекления кабины пилотов, все же была сделана.

Народные версии

У народа же на этот счет было свое мнение. Предположения были одно оригинальнее другого.

По одному из них, Гагарин погиб во время секретного полета на Луну, который производился несколькими днями ранее.

Согласно другому предположению, советское руководство из зависти к популярности первого космонавта с помощью спецслужб имитировало катастрофу. Гагарину же была сделана пластическая операция, а после он был отправлен в психиатрическую больницу.