Загадочная гuбель подлодки К-219

6-го октября 1986-го года произошло событие, угрoжающее нарушить планы руководства двух сильнейших держав. В районе Бeрмудского треугольника затонула советская атoмная подводная лодка. Потеря К-219 нанесла тяжелый урoн советскому ВМФ, а накануне встречи лидеров США и СССР такая кaтaстрофа была совершенно несвоевременной.

Причины аварии

К-219 являлась 21-м судном проекта 667А “Навага”, прошедшая модернизацию.

Выйдя из порта Гаджиево 3-го сентября, лодка взяла курс к западному побережью США для патрулирования. На борту находилось пятнадцать ядерных ракет.

3-го октября в одной из шахт подлодки взорвалась одна из ракет. 6-го октября судно пошло ко дну.

Большинство членов экипажа остались в живых.

Причины взрыва в ракетной шахте и по сей день обсуждаются специалистами.

Катастрофа произошла из-за того, что из “раздавленной” ракеты началась утечка ракетного топлива. По результатам проведенного расследования и экспериментов было выяснено, что вины экипажа в произошедшем нет. Причинами могут быть технические неполадки или внешнее воздействие.

В официальных документах есть фотографии, на которых явно видна глубокая борозда на корпусе лодки, нарушившая герметичность и позволившая забортной воде раздавить снаряд.

По неофициальной версии, в аварии АПЛ виноват неопознанный летающий объект. По словам подводника Н.А. Тушина, случаев, когда экипажи наблюдали под водой светящиеся НЛО, множество. Но о таких вещах не принято рассказывать. Да и тогда подобное не озвучивалось.

Однако, основной версией было столкновение с подлодкой американских ВМС “Аугуста”.

Подвиг экипажа

Нужно было опустить компенсационные решетки. Для этого в реакторную камеру направились Беликов и Сергей Преминин. При температуре почти 70 градусов Беликову удалось опустить 3 решетки, а он затем упал, потеряв сознание. Направляющие решеток были прогнуты от жары, поэтому для того, чтобы их опустить, приходилось прилагать неимоверные усилия. Оставалась последняя, четвертая решетка.

Только со второго захода Преминину удалось опустить ее. Однако открыть люк, который соединял реакторную камеру и контрольный пост не удалось — его перекосило от высокой температуры.

Двадцатилетний Преминин погиб, а экипаж, спасаясь от распространяющегося ядовитого газа, продвинулся вглубь лодки.

Преминин был удостоен ордена Красной Звезды, а 1997-м году — звания героя РФ.

Через какое-то время подлодке удалось всплыть. Было решено эвакуировать членов экипажа. Рано утром 6-го октября К-219 ушла на дно.

Командир судна Игорь Британов больше не мог служить в ВМФ, но до суда дело так и не дошло, в связи со сменой министра обороны с него сняли все обвинения.

Реакция двух держав

Впервые в истории СССР было официально объявлено о подобной катастрофе. Ведь в стране наступила гласность.

Никаких взаимных обвинений руководители держав не озвучивали. И без того хватало сложностей в политических отношениях. К тому же 11-12 октября в Исландии готовилась встреча Рейгана и Горбачева.

Михаил Сергеевич был явно обеспокоен вероятностью обсуждения аварии русской подводной лодки у американских берегов. К тому же в плане переговоров значились и вопросы относительно размещенных в Европе ракет. Но Рейган, будто забыв о произошедшей катастрофе, не затрагивал эту тему. Ракеты, размещенные на территории Европы имели гораздо более важное значение.

Спустя несколько лет после аварии в одной из американских газет написали, что согласно заключению специалистов ВМС США, экипаж подлодки заслужил высокую оценку в своих действиях во время катастрофы.

Также был снят американский фильм “Враждебные воды” о подвиге Беликова и Преминина.