Загадочные обитатели Третьяковки

Немного жуткoвато может стать, если решиться пройти по ночной Третьяковской галерее. Возникает ощущение, что персонажи полотен оживают и начинают свой рассказ.

Вот эта девушка предпочла богатство, а жизнь свою окончила в нищете.

Этот мальчик жил полтора века назад, но о его судьбе известно.

Почему под мужской треуголкой скрывается женщина?

Возраст этой иконы — 900 лет. Она прошла большое количество реставраций, но два фрагмента никогда не трогали.

Здесь всюду загадки. Сегодня их почти 150 тысяч. Именно столько экспонатов являются обитателями галереи. Каждый из них хранит свою тайну и обладает собственной судьбой.

Но самыми интересными являются семь загадочных экспонатов.

Тайна “Петра Великого”

Первая загадка ждет прямо на парадной лестнице. Долгие годы встречала посетителей семиметровая картина Алексея Венецианова “Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга”. Знатоки не раз говорили, что полотно не похоже на остальные работы мастера. Но тайна была раскрыта только в 2005 году.

Во время реставрации. Под толстым слоем краски были скрыты детали совершенно другой картины, написанной в стиле Венецианова. Но кому и зачем понадобилось скрывать оригинал? Как оказалось, около ста лет назад холсту было нанесено повреждение, которое и скрыл таким образом какой-то реставратор. Теперь гостей Третьяковки встречает подлинный шедевр кисти Венецианова.

Утро в сосновом лесу

Одна из самых известных картин в нашей стране также не лишена загадки. И создателем этой загадки является основатель галереи — московский купец Павел Третьяков. Он купил у Шишкина эту картину в 1889 году. Однажды Павел Михайлович заметил под фамилией художника Шишкина еще одну подпись — Савицкий.

Считается, что именно Савицкий подсказал Шишкину, рисующему просто пробуждающийся лес, написать на картине еще медведей.

Но Третьякова не предупредили, что у картины два автора. Проявив свой твердый нрав, владелец галереи своей рукой смыл фамилию Савицкого.

Свою коллекцию, имеющую мировую известность, Павел Третьяков начал собирать более 150 лет назад. В то время это было достаточно смелым шагом — коллекционировать работы не заграничных мастеров, а русских художников. Но, благодаря своему решению, Третьяков из простого купца превратился в уважаемую и светлую личность. Уже при жизни его стали называть Великим.

“Неизвестный в треуголке”

Иногда картины способны сами рассказать свою историю. Обычно это происходит в отделе экспертизы.
Так свою историю 40 лет назад поведал портрет “Неизвестного в треуголке” кисти Федора Рокотова. Проведя рентгенографию холста, сотрудники галереи получили вместо мужского портрета женское изображение в платье.

Как оказалось, изображение принадлежит первой супруге близкого друга художника — поэта Струйского. После ее смерти поэт женился еще раз. Оберегая чувства своей молодой жены, он попросил художника переписать портрет, получив возможность не расставаться с милым обликом первой жены, не раня при этом чувств второй.

Неизвестный мальчик из “Тройки”

Художник Перов долго искал натурщика для этой картины. Наконец, он нашел мальчика, идеально подходящего для этой роли среди богомольцев. Мать мальчика, тетушка Марья долго не соглашалась позволить сыну позировать для картины, говоря, что если с человека срисовать изображение, то он потом будет болеть. В конце концов, она поддалась на уговоры Перова.

Художник не ошибся в своем выборе. Лицо мальчика в центре тройки сразу приковывает к себе взгляд и надолго врезается в память. Пораженный реалистичностью полотна, Третьяков сразу купил картину.

А через несколько лет на пороге дома Перова появилась убитая горем тетушка Марья. Как оказалось, ее сын Васенька все-таки тяжело заболел оспой и умер. Чтобы мать всегда могла смотреть на своего сына, Перов нарисовал для нее его портрет. Что стало потом с этим портретом неизвестно. Может быть когда-нибудь и он окажется на стенах Третьяковской галереи.

Портрет доктора С.П. Боткина

Такая невероятная история произошла с портретом русского врача Сергея Боткина. Этот портрет написан в конце XIX века Иваном Крамским.

В 1990 году его решил передать галерее главврач Боткинской больницы Иван Петрович Кузин. Но дело в том, что подлинник этого портрета уже находился в Русском музее. После проведенной экспертизы выяснилось, что портрет, много лет находящийся в кабинете главного врача принадлежит кисти Крамского.

Третьяковская галерея в благодарность за дорогостоящий дар подарила Боткинской больнице точную копию портрета.

Из архивных документов стало известно, что после написания первого портрета Боткина Крамской получил заказ еще на 10 авторских повторений. Но художник написал только один из десяти.

История копии Моллера

В 2002 году в Третьяковскую галерею обратился частный коллекционер с просьбой оценить подлинность картины. Удивлению сотрудников Третьяковки не было предела. Перед ними было полотно русского художника первой трети XIX века Федора Моллера.

Точно такое же изображение в 1970 году Третьяковкой было приобретено как работа неизвестного автора. На холсте было изображено взятие Казани войсками Пугачева. Было явно видно, что картина написана рукой мастера. Полотно, принесенное коллекционером было точным повторением картины, находящейся в галерее.

В результате тщательно проведенной экспертизы было выяснено, что оригиналом владеет Третьяковка, а коллекционер оказался владельцем копии.

Неравный брак

Эта картина художника Василия Пукирева хранится в Третьяковке уже больше века. Никому не было известно, что за люди изображены на холсте. Но в 2002 году в галерею попадает портрет пожилой женщины. Тогда то и становится известным, что эта женщина и невеста на картине один и тот же человек.

Это была Прасковья Матвеевна Варенцова спустя 44 года после свадьбы с князем Сациановым, живущая в Москве в Мазуринской богадельне. Она была невестой самого художника, променявшая чувства на богатства князя. А на заднем плане картины Пукирев изобразил самого себя.

Вечные лики

Зал иконописи, наверное, самый таинственный зал Третьяковской галереи.

Икона Владимирской Божьей Матери. Она перенесла множество реставраций, но лики младенца и Божьей Матери никогда не трогали. Они не изменялись с момента написания иконы.

Хранится икона в специальном киоте с постоянным контролем температуры и влажности.

Именно с этой иконы на Руси началась иконопись.

Наверное, точным будет выражение, что в Третьяковской галерее сосредоточен наш русский национальный дух. Ведь из этих полотен проглядывает загадочная русская душа.